Найти в Дзене

Чашки, Чашник и Чашники в Петербурге

Люди приезжают в Петербург, а моя работа — обеспечить их проживание.

Гость из Беларуси. Я ему, с улыбкой:

— Сергей, вы мне всю работу сбили!

— Да? Как это?

— Я увидела, что вы из города Чашники в Витебской области. И приспичило мне разобраться, имеет ли какое отношение художник Илья Чашник к городу Чашники.

— Кто-кто?

— Чашник, супрематист, ученик Малевича!

Илья Григорьевич Чашник, 1902 — 1929. Всего 26 лет прожил...
Илья Григорьевич Чашник, 1902 — 1929. Всего 26 лет прожил...

Я раньше биографией его не интересовалась... А теперь оказывается, что он тоже из Витебской губернии. Жил, работал, учился в Витебске, потом в Москве. Илья Чашник — лучший ученик Казимира Малевича. Ещё он у Марка Шагала учился.

— А, Малевича я знаю! В школе проходили.

— Ну вот! Но не Малевичем единым жив супрематизм!

А потом он вместе с Малевичем и Суетиным работал в Петрограде на Государственном фарфоровом заводе, как он тогда назывался (потом ЛФЗ, теперь ИФЗ). Как Чашнику не заниматься чашками? Они втроём создавали легендарный советский супрематический фарфор.

Роспись Чашника на "получашке" Казимира Малевича.
Роспись Чашника на "получашке" Казимира Малевича.

И я таки нашла логическую связь между фамилией Чашник и городом Чашники:

Местное предание связывает наименование Чашники с "чашным" (гончарным) промыслом. Слово чашник в прошлом обозначало человека из придворной администрации, который заведовал посудой, а также в обязанности которого входило наливать вино и прочие напитки великому князю. Словом чашница называлась кладовая с ценной и дорогой посудой. Возможно, некий чашник получил от князя землю, на которой построил имение. Аналогично чашниками стали зваться его потомки и слуги. В результате переноса наименования место поселения тоже было названо Чашниками.
Город Чашники в 19 веке.
Город Чашники в 19 веке.

И вот теперь я сижу над каталогами ИФЗ. Хоть завод опять "Императорский", советскую геометрию Малевича, Суетина и Чашника снова и снова рисуют на чашках и тарелках. Сто лет прошло — а супрематическая динамика не отпускает.

Вот только ругаюсь: как можно было наносить рисунок Чашника на форму "Майская"???

На нежной "Майской" (кстати, именно в "Майской" форме родился в мае 1969 года ленинградский костяной фарфор) волшебно смотрится серия "Балет" или цветочки, но не энергичная цветная геометрия...

А вот форма "Баланс" идеальна...