Найти тему
Газета "Новая Сибирь"

«Плати-и-кати»: Под третьей попыткой отменить транспортный налог подписался новосибирский депутат Госдумы

В Госдуму внесен пакет законопроектов об отмене транспортного налога. Одним из соавторов инициативы стал депутат от Новосибирской области Александр Аксененко.

Приятные последствия от отмены налога (равно как и неприятные – в виде выпадающих доходов бюджета) предполагается компенсировать за счет увеличения топливных акцизов. Так что уменьшение налоговой нагрузки на владельцев автотранспорта, в случае принятия закона, окажется относительным.

Алексаенд Аксененко. Фото предоставлено помощниками депутата.
Алексаенд Аксененко. Фото предоставлено помощниками депутата.

Сейчас автовладельцы платят транспортный налог, рассчитываемый по параметрам транспортного средства, и топливный акциз, включенный в цену топлива. Отмена налога при увеличении акциза будет означать перенесение нагрузки на содержание дорог на тех, кто едет, что выглядит логичным. Именно об этом говорит и Александр Аксененко: «Мы считаем, что транспортный налог должен быть полностью замещен топливным акцизом. Тогда принцип платы граждан в счёт бюджета на цели содержания дорог станет более справедливым. Не по факту владения авто, а по факту пользования дорожной инфраструктурой». Он также обращает внимание, что топливный акциз предлагается полностью зачислять в бюджеты субъектов Федерации, а сейчас четверть топливного акциза уходит в федеральный бюджет.

Кстати, свое сообщение для региональной прессы депутат сопроводил ярким фото, из которого ясно: сам Александр Аксененко автомобилем владеет.

Попытка реализовать эту инициативу уже не первая. «Справедливая Россия», а сегодня «СРЗП», во фракцию которой входят авторы законопроекта, уже дважды вносила на рассмотрение коллег-парламентариев подобные  документы, но они не проходили. В этот раз в числе аргументов за, отраженных в пояснительной записке, — несправедливость транспортного налога, заключающаяся в том, что он «исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик. В результате одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулем автомобиля несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год».

Однако в случае восстановления справедливости по предлагаемой схеме из бюджета выпадет примерно 200 миллиардов рублей в год. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, депутаты предлагают внести изменения и в Бюджетный кодекс РФ. Согласно финансово-экономическому обоснованию, это позволит дополнительно зачислять в бюджеты субъектов РФ 130-140 млрд рублей с целью компенсации выпадающих доходов.

«Предлагаемые изменения… позволят существенно (примерно на 70%) покрыть выпадающие доходы в связи с отменой транспортного налога», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Что получается? А то, что бремя содержания дорог перекладывается на тех, кто ими пользуется больше, — по принципу «Плати-и-кати». С точки зрения тех, кто ездит только на дачу, может быть, и здорово, но для большинства автовладельцев, а главное – для экономики и бизнеса – дополнительное бремя. И это обстоятельство ставит очередную инициативу в один ряд с многими другими идеями «СРЗП», которые соответствуют красивой партийной миссии, но, увы, поверку на целесообразность не проходят.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Подпишитесь на наш канал в Дзен, чтобы читать новости вовремя