Найти тему

Наивность войны Барри Левинсона. / Рецензия на фильм «Доброе утро Вьетнам» 1987 г.

Робин Уильямс в фильме «Доброе утро Вьетнам» 1987 г.
Робин Уильямс в фильме «Доброе утро Вьетнам» 1987 г.

«Доброе утро, Вьетнам» Барри Левинсона сильно отличается от других фильмов этой тематики. Сама по себе, война во Вьетнаме - непроглядный парад жестокости, в котором солдаты убивали собственных командиров, расстреливали мирное население, сжигали деревни, а потом впадали в отчаяние и сходили с ума. Конечно, большинству солдат удавалось сохранить честь и достоинство, но общее ощущение хаоса и разрухи не могли не сказаться на настрое армии и конечном результате войны, который сейчас называют одним из главных позоров США. Именно такие черты войны во Вьетнаме чаще всего и пытаются показать в кино. Так «Взвод» Оливера Стоуна рассказывает о взаимоотношениях внутри одного отряда военных, где война между сержантом и капитаном показана трагичнее, чем война с вьетконговцами. Или «Охотник на оленей» Майкла Чимино, в котором в мельчайших подробностях представлен путь превращения из влюбчивого охотника в опустошенного ветерана, не знающего утешения. 

«Взвод» Оливера Стоуна 1986 г.
«Взвод» Оливера Стоуна 1986 г.
«Охотник на оленей» Майкла Чимино 1978 г.
«Охотник на оленей» Майкла Чимино 1978 г.

Даже такие классики как Кубрик в «Цельнометаллической оболочке» и Коппола в «Апокалипсисе сегодня» показывали войну, как ад на земле, где людей обезличивают и разрушают изнутри. На фоне таких, привычных зрителю, фильмах о Вьетнаме, «Доброе утро, Вьетнам» ярко выделяется своей наивностью. Эдриан Кронауэр, сыгранный неподражаемым Робином Уильямсом, считает своей главной целью развеселить солдат, дать им возможность отдохнуть и посмеяться. Единственная война, которая его окружает - война с руководством радиостанции, которые предстают до ужаса комичными и нелепыми. Это забавное противостояние переплетается также с любовной линией Эдриана и вьетнамской девушки. В купе это дает ощущение той легкости, которой пропитаны почти все фильмы с Робином Уильямсом. 

Кадр из фильма «Доброе утро Вьетнам» 1987 г.
Кадр из фильма «Доброе утро Вьетнам» 1987 г.

Но всё меняется, когда в середине фильма главный герой практически чудом выживает после теракта в баре, в котором он отдыхал после очередного эфира. В этот момент взгляд героя на войну радикально меняется, а прежняя наивность сменяется желанием донести до солдат всю правду. Руководство радиостанции не может пустить в эфир сообщение о теракте, чтобы не подвергать людей лишним переживаниям, но Эдриан решает бороться до конца. И вот их некогда веселое противостояние набирает совершенно новый оборот, где действия сторон радикальны, а последствия могут быть критическими. Вместе с главным героем зритель проходит путь от восприятия войны как чего-то отдаленного и не особо важного, до того, что происходит прямо за углом. Классическая история о человеке, идущего против системы, здесь обретает новые краски по большей части благодаря запоминающейся игре Робина Уильямса, но это не значит, что фильму больше нечем удивить. «Доброе утро, Вьетнам», может, не такой сложный с точки зрения идей и мыслей как фильмы, о которых речь шла выше, но он точно заслуживает внимания.

7,5/10.

Кадр из фильма «Доброе утро Вьетнам» 1987 г.
Кадр из фильма «Доброе утро Вьетнам» 1987 г.