Нет, конечно я читал публикации Льва Михайловича Шугурова в журнале "За рулем", как читал и его книги. Но вот так случилось, что в самом начале 90-х годов мой тогдашний руководитель Коля Петров, мы делали первую автомобильную программу в нашей стране, познакомил меня со Львом Михайловичем. Нет, конечно назвать отношения сложившиеся между мной и "дедом", так за глаза называли патриарха автомобильной журналистики, дружескими не получится. Все же между нами лежала пропасть в 30-ть с лишним лет. Но вот учителем моим он стал. Я всегда поражался как ответственно он подходил к тому что бы рассказывать мне об истории и исправлять ошибки. Можно было наплевать на некоторые детали, их бы все равно никто не заметил, но Шугуров настаивал, доказывал и заставлял переписывать и переозвучивать тексты. Он не умел пользоваться компьютером, всегда приносил к нам в редакторскую свои замечания и заметки на листочках написанных от руки, но от этого качество их не страдало. Писал он почти каллиграфическим почерком и прочитать с листа его можно было на раз. Это сегодня я могу писать статьи и определять автомобили показанные в любом фильме, а вот "дед" это умел еще тогда. И спасибо ему за то, что научил меня многому.
Кстати виртуозно владел он не только пером, но и гаечным ключом. Ведь еще учась в Бауманском он создал свой свой первый мотор. Ну как мотор, это был двигатель для кордовой машинки, правда мощностью в 1,5 лошадиные силы. Когда он пришел на работу на МЗМА, тогда именно так назывался АЗЛК, то сразу включился в процесс. Он чертил, а главное воплощал в жизнь идеи двигателей для спортивных машин. Позднее он уволится и перейдет на работу в журнал "За рулем". И тут он так же найдет себя. Он будет переходить из отдела в отдел, и везде зарекомендует себя с лучшей стороны. Когда "дед" оказался в отделе писем, а не отвечать на письма читателей строго запрещалось, то сотрудники будут поражаться тому как Шугуров буквально за несколько часов станет умудряться давать развернутые ответы на любые заданные вопросы. Думаю самим читателям это было не нужно, но он просто не умел делать все абы как. Он привык отвечать за свою работу.
Когда мы ездили на тесты автомобилей Лев Михайлович буквально за пару минут мог обрисовать картину и подсказать на какие достоинства и недостатки следует обратить внимание. Ведь в телевизионном сюжете нужно придерживаться правила: краткость- сестра таланта. Я просто физически бы не смог рассказать про все в мельчайших деталях. Но именно "дед" научил меня выделять самое важное и нужное. И это при том, что он имея права, предпочитал передвигаться на общественном транспорте. Он постоянно о чем-то думал и это отвлекало его от дороги. Но вот умение досконально знать про автомобиль все, разбираться в нюансах было его отличительной особенностью.
Я могу долго рассказывать о том, как мы лазали у музея Революции под броневиком пытаясь определить в чем же заключается подвох. Ведь это был новодел, никакого отношения к бронемашине начала века не имевший. Или как он по памяти, он уже серьезно болел и практически ничего не видел, рассказывал про историю автоспорта СССР.
К большому сожалению у меняет, как оказывается, ни одной фотографии Льва Михайловича, да это и не столь важно. Я просто хочу сказать тебе спасибо, учитель! Мне не стыдно за прожитые годы. И мне есть, что вспомнить. Прости, дед, что не сказал многого при твоей жизни. Но я очень ценю все, что ты для меня сделал. И я могу сказать, что ты был четным, умным и очень порядочным человеком!