Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всех русских людей. Именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны.
Название «Мамаев курган» известно издавна. Многие считают, что в городе существовала застава хана Мамая, и курган носит именно его имя. Однако с этим не согласны сотрудники музея "Сталинградская битва":
«До войны местные жители именовали эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло. После открытия мемориальный комплекс называли просто «Курганом славы». Нынешнее же название первый раз появилось в высказывании автора мемориала Е.В. Вучетича».
От Храма Всех Святых начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!».
Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча. «Родина-мать» сделана из блоков железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. От подножия кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, символизирующих продолжительность Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать зовет!», возвышающаяся на Мамаевом кургане, сразу после постройки комплекса была занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура-статуя в мире. Для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров. В 1997 г. её обогнала в росте другая монументальная российская скульптура - Петру I в Москве. Она имеет высоту 98 метров.
Несуразно высокий для исторического центра Москвы, памятник вызвал много нареканий со стороны жителей города и неравнодушной интеллигенции. Из традиционной кривдоистории известно, что император Пётр I не любил Москву. Поэтому многие современные москвичи «отвечают» ему взаимностью.
Надо понимать, что на самом деле царь Пётр — не настоящий. Это подложный персонаж.
Сомнения на этот счёт ходили среди историков давно. Очевидны многочисленные противоречия в традиционной кривдобиографии Петра I, написанной придворными кривдосочинителями Миллером, Шлёцером, Карамзиным и художественно приукрашенной А. Пушкиным, А. Толстым и прочими злыми гениями русской литературы, работавшими на династию Романовых. Которые, сказать по правде, к Роману Захарьину и первым Романовым никакого отношения по крови уже не имели.
Первыми озвучили вслух гипотезу о подложности Петра I гении исторического сыска, уважаемые российские учёные А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский. Они предположили, что юного царя Петра Алексеевича подменили в ходе его полуторагодового зарубежного турне по Европам в 1698-99 гг. Настоящего царя втихаря убили, а на его место поставили внешне похожего на него голландского паренька Исаакия, сына боцмана.
Но ещё более убедительной мне видится версия, предложенная честными историками (которые в дикой природе встречаются реже, чем честные юристы) В. Куковенко и И. Даниловым. По их мнению, причиной выдвижения самозванца Яана Муша на место Петра была случайная гибель царя в 1691 г. в ходе потешных боёв (пулей-пуговицей ему пробило горло) и подмена его двойником частью российской элиты с целью сохранить власть и не попасть в опалу. Подробно об этом говорится в моей книге «Разоблачение пророков и царей».
Поэтому причин любить Москву у подложного чужака Яана Муша не было никаких. Он и новую столицу-то начал строить на чухонских болотах из-за страха быть разоблачённым московской знатью.
Поэтому и памятник императору Петру-Мушу, сыну голландского не то боцмана, не то плотника, выглядит сущей издёвкой не только над чувствами рафинированных москвичей, но и над всей русской историей. Человек, нанёсший неисчислимый ущерб исконной русской культуре и вере предков, в своём железном обличии свысока взирает на поруганную им когда-то Матерь Русского Мира и Сердце чуждого ему православия.
По публикациям российских СМИ, памятник Петру является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1992 г., к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать.
Памятник вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист» (2008). Москве есть чем «гордиться».
Возле памятника в конце 1990-х гг. развернулись нешуточные страсти с политической подоплёкой. Дело в том, что горе-скульптор З. Церетели, палач московского эстетического вкуса, на чьей совести и другие монументы, «украшающие» столицу, козырял как близкий друг московского градоначальника Юрия Лужкова, бывшего в своё время настолько влиятельным политиком, что его всерьёз рассматривали в качестве реального конкурента президенту Б.Н. Ельцину. Очень метко тогда выразился писатель-сатирик М. Задорнов:
«Скульптора нельзя критиковать — он очень уважаемый (среди своих Друзей) человек».
Однако вернёмся на Мамаев курган в Волгограде. Где всё гармонично и выдержано в подлинно патриотическом вкусе.
Чуть ниже Родины-Матери располагается площадь Скорби.
На площади Скорби — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем — символом последних воинских почестей.
Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 27 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне.
У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.
Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.
Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.
[Т. Иванова]
Спиральный пандус подъема ведет с Площади скорби в Зал Воинской Славы.
Диаметр зала 42 м, высота 13,5 м. В центре перекрытия — круглый проем диаметром 11 м. На фоне золотой смальты по всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени, выполненные также из золотой смальты. На этих мозаичных знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). Над знаменами — широкая лента с надписью: "Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"
Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы.
Весь архитектурно-скульптурный мемориальный комплекс наполнен внутренним смыслом. С разных точек можно увидеть что-то символическое. Вот и в зале Воинской Славы удалось найти место, с которого открывается вид на две руки сразу. Рука с Вечным огнём вздёрнута ввысь и как бы взывает к возмездию, а в открытом проёме виднеется фрагмент вездесущей Родины с мечом в руках, осуществляющей возмездие. Сразу вспоминается: "Кто с мечом к нам придёт..."
По выходу из павильона с Вечным огнём вы попадаете на площадь Героев.
На площади Героев по одну сторону от бассейна расположены шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев. Все скульптурные группы двухфигурные, выполнены из монолитного железобетона высотой 6 м, установлены на постаменты высотой 1 м.
На мой вкус, скульптуры выполнены высокохудожественно, но до уровня грандиозно развёрнутого патриотического пафоса не дотягивают. Если "Стоять насмерть!" и "Родина-мать" со своей ярко выраженной славянской былинностью затрагивают священные струны русской души, настраивая её на патриотический лад, то шесть скульптур героев местами вызывают пошлую улыбку своей комичностью, а когда я увидел их впервые - накануне ночью, спрятавшихся под сенью берёз, то почему-то даже пришёл в демонический ужас.
Скульптуры не удостоились названий, поэтому я присвоил им названия по своему усмотрению. Учитывая поэтическую цель всего комплекса воспеть в архитектуре доблесть отечественного солдата, мне показалось вполне уместным в качестве названий взять бессмертные строки из военных песен.
Многие, кому я показывал это фото, невольно восклицали: "О! Пьяного подобрали..." Сердцем ощущаешь кощунственность этой мысли, но она неотвязно приходит на ум при взгляде на скульптуру. Человеческие фигуры вылеплены, конечно, мастерски. Вот только трезвы ли были натурщики? Всё-таки для столь пафосного патриотического комплекса даже смертельно раненых бойцов, которым не было забот до своего внешнего вида, надлежало бы изображать героически (таки Площадь Героев!). А тут - ноги колесом, голова поникла, того и гляди - сейчас споёт.
Стояли мы у волжских берегов.
В атаку шли дивизии врагов.
Но выстоял великий наш солдат!
Но выстоял бессмертный Сталинград!
Поклонимся великим тем годам!
И младшим командирам, и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, -
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой!
Не забывай те славные года,
Когда кипела волжская вода...
Здесь птицы не поют, деревья не растут,
И только мы к плечу плечом врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит, нам нужна одна ПОБЕДА!
Одна на всех - мы за ценой не постоим!
От площади Героев вниз ведёт лестница, по обе стороны от которой стоят композиции под названием «Руины».
Стены-руины - это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру эпохи Великой Отечественной войны. Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя дополняют эффект. Мы слышим голос Ю. Левитана, диктора Всесоюзного радио. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая (на фото) — самой Сталинградской битве. Многие изображённые эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы и пр.
Ниже лестницы с импровизированными руинами стоит ещё один исполин — огромная скульптура «Стоять насмерть!»
Стоишь, как зачарованный, перед памятником, и сразу вспоминаешь бессмертную фразу Михаила Ульянова, сыгравшего маршала Жукова в кино: "Стоять насмерть!". Любопытно, что у памятника — бойца с автоматом и гранатой — лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова — главного военного консультанта мемориала, похороненного на его территории.
От площади со стоящим насмерть солдатом вниз к подножию холма ведёт длинная лестница, разрываемая чудной тополиной аллеей.
Справа, у самого подножия 200-ступенчатой лестницы, расположен высоченный горельеф «Память поколений».
Это был последний объект на Мамаевом кургане, представивший интерес для начинающего фотохудожника.
Продолжение следует.