Найти тему
Душа России

О ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

МЕНЯЕТСЯ ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ...


Давно эта новость гуляла по сетям, и вот в конце апреля 2023 г. её озвучили в РГ: "в федеральные рабочие программы по литературе включены стихотворение Константина Симонова "Сын артиллериста", роман-эпопея Михаила Шолохова "Тихий Дон", рассказ Алексея Толстого "Русский характер", роман Александра Фадеева "Молодая гвардия", книга Сергея Смирнова "Брестская крепость", роман Юрия Бондарева "Горячий снег", избранные главы из романа Николая Островского "Как закалялась сталь" и роман Владимира Богомолова "В августе сорок четвертого".

Почему хватились увеличивать количество часов на преподавание литературы в школе (после того как в начале 2000-х вытесняли предмет на задворки школьной программы, сокращали безбожно филфаки во всех университетах страны, разрушали сложившиеся филологические школы) - и тут вдруг резкий разворот - это понятно: текущий момент схватки за сохранение Русской цивилизации выявил явную нехватку здорового патриотизма у молодых.
Но какой предлагают выход?.. Вот это так просто: вернуть в программу вышеперечисленные произведения, добавить часы на предмет и всё пойдёт как по маслу? В какие головы, не знающие никакой другой русской истории, кроме той, что с 1917-1986, пришли эти идеи - это тоже понятно. Но разберёмся со списком:

"Тихий Дон", насколько мне известно, уже давно в программе и возражений не вызывает. Но почему бы, намекая на события Гражданской войны, сюда же не добавить и "Белую гвардию" М. Булгакова (роман, прекрасно объясняющий во многом корни сегодняшнего сумасшествия бывших южных окраин России)?
И закалке какой стали будет учить другое известное произведение? - той стали, которая после закалки-то выкосила и сгноила в лагерях, глазом не моргнув, миллионы творческих, честных тружеников своей страны?..

О "Молодой гвардии" - речь особая. Какому филологу неизвестна далеко неоднозначная и драматичная история создания этого произведения? Помню, ещё на первом курсе университета мы были впечатлены рассказом нашего преподавателя - известного фольклориста В.М. Потявина, который присутствовал на первой, современным языком выражаясь, "презентации"  романа Фадеева в Краснодоне: какую бурю возмущений родителей погибших молодых людей вызвал окончательный текст!.. И потом, тогда уж нужно будет и об авторе говорить: почему застрелился, чего не выдержала совесть... А не расскажут учителя, найдутся дети, которые зададут такой вопрос - интернет-с, господа, - шила в мешке не утаишь. Да и на утаиваниях и подтасовках никаких патриотов никогда не воспитаешь. Не лучше уж тогда на уроках истории рассказывать о достоверных подвигах молодых людей в годы Великой Отечественной? И не лучше бы в такую-то пору духовных испытаний вспомнить о таком замечательном жанре, как жития русских святых?.. Зачем непременно заставлять детей читать очень объёмный текст, который не принёс счастья и удовлетворения работой самому автору?..

Далее: почему для обязательного изучения предлагается "В августе сорок четвёртого" Богомолова, а не "Сотников" Быкова, например, - ничуть не менее сильное, несомненно, в художественном отношении произведение? Потому, что инициативную группу, составившую такой список, корёжит при виде креста и Голгофы?.. Почему в списке до сих пор нет ни одного произведения о коллективизации - "Друг мой Момич", например, К. Воробьёва? Боимся смотреть правде в глаза? Никакого патриотизма мы не воспитаем без честного и объективного диалога о нашей истории: где было светло - похвалить, а где мутно - в том раскаяться. И честно разобрать причины внутренних катастроф в истории 20 века, закрутивших тугой узел, который ценой больших жертв приходится развязывать сегодня.

Ну и так далее. Там ещё говорится, что, якобы, позовут практикующих специалистов для обсуждения и окончательного утверждения. Только вот список тех специалистов как будут составлять? отбор по какому принципу будет производиться?.. Мы сейчас за что стоим? - за Русскую цивилизацию? Так, может, не мешало бы посоветоваться с представителями русской академической филологической школы? Слава Богу, такая есть и выжила, несмотря на целенаправленную многолетнюю неангажированность...

И вот ещё какой интересный вопрос напрашивается, который, без сомнения, многих озадачит: вот та номенклатура в 90-е-то (президент, нестойкий к алкоголю; птенцы гайдаро-чубайсовского гнезда и т.д.), которые продавали и разбазаривали Россию, они-то уж, будьте уверены, и "Как закалялась сталь", и "Молодую гвардию", и "Живые и мёртвые", и "Горячий снег", и много чего ещё на эту тему прочли от корки до корки. Так почему это никак на их патриотизме-то не отразилось? А сколько ещё сегодня совсем не патриотов, любящих Россию только за то, что им позволяют десятки, а то и сотни миллионов в год зарабатывать, сидит притихших в тёплых кабинетах на разных уровнях, которые, хоть и прочитали все эти произведения, но грудью прикрывать страну не рвутся, а ждут, когда настоящие патриоты, может, никогда и не читавшие "Молодую гвардию", а ограничившиеся только "Капитанской дочкой" или "Войной и миром", или одной Библией, сделают главную работу и отстоят русский мир?!

Очевидно только одно: за культуру и образование в стране должны отвечать люди, прекрасно разбирающиеся в генеральной линии строительства Русской цивилизации с 862 года - со времени Рюрика и Олега Вещего, люди, которые понимают, "откуда есть пошла Русская земля".