Когда я проходила один курс по истории психологии, мне очень понравилась формулировка с которой начался весь этот учебный процесс. Лектор предложил относиться к психологии как к общению с собственным бессознательным. Психология в его понимании - такая же практика, как йога, например. Практика для работы с собственным бессознательным. И мне показалось это очень точным.
Вопрос об отношении к психологии остается спорным. Есть те, кто ни в какую не воспринимают даже упоминания "мозгоправов", и те - как ни странно - кто слепо верит в постулаты той или иной школы. И я заметила, что последняя крайность начала все больше набирать обороты. В какой-то момент "адепты" от психологии - при всей моей искренней любви к оной - буквально уверовали в то, что, получив образование на скорую руку, или - того лучше - прочитав пару-тройку книг, они познали все законы вселенной. И это грустно. Ведь люди упираются рогом в одну из интерпретаций нашего мира, утверждая за ней безусловную реальность. И дальше они просто не готовы бывают меняться, а значит и развиваться. Они остаются очередной застывшей скульптурой на конвейере культурной жизни человека - такой же как та, что они пытаются осудить и отменить. А ведь неизменны в нашем мире только - перемены, друзья :)))
Но здесь мы об искусстве. На самом деле очень много чего в нашем мире, в нашей культуре можно воспринимать именно через призму собственного бессознательного. Если буквально не все. Быть может, это отдельный случай субъективного идеализма. И я утверждаю только, что это мой путь, но не утверждаю, что все пришли в этот мир следовать этой дорогой. Быть может, познание мира и осуществление поставленных душой задач может совершаться и через другие инструменты. Сегодня я вижу это так. И вижу, что искусство я могу "понимать" тоже только через призму собственной субъективной реальности. Так я по-настоящему чувствую и получаю новый опыт, а значит меняюсь, значит следую природе, значит - я в пути. А жизнь - это путь, это движение... И в этом смысле жить мне нравится :)) Такая жизнь меня вдохновляет на то, чтобы жить, чтобы испытывать интерес, удивляться, восторгаться и снова любопытствовать, как завещал Сократ...
Так вот. Быть может, спустя еще десяток лет, я снова увижу, что то, к чему я пришла сегодня, есть детский лепет. Но как же прекрасна жизнь в этом своем бесконечном течении - течении перемен и опыта... Да, порой очень и очень болезненного. Но, видимо, следуя завету Ницше, я буквально чувствую это кончиками пальцев, - то, что меня не убило, сделало только сильнее. Сделало мою жизнь ярче, сделало мой вдох глубже, сделало мое существование осмысленнее... И этим опытом мне хочется делиться. Я думаю, это здоровое восприятие реальности. Мне хочется попробовать поделиться этим вдохновением с теми, кто сейчас блуждает во тьме. Что и со мной случается. И быть может, это и мне в будущем такое послание. Смотри! Видишь! Это я тебе! :)
Возьмем простую выставку, на которую я сегодня пришла. Мне кажется, отношение к такому искусству можно разделить на этапы, некоторые из которых мне уже знакомы. Первый - это когда ты в принципе замечаешь этот некий "предмет искусства", замечаешь реакцию других людей, "взрослых" на этот предмет и стараешься соответствовать, имитируешь, пытаешься что-то высмотреть, выведать. Второй этап - ты отвергаешь эту "хтонь". Говоришь, что в квадрате Малевича и нет ни черта. И все это - блаж. "Люди только делают вид, что что-то понимают". Но вот он третий этап, на котором я сейчас. С одной стороны, я выступаю здесь исключительно как зритель, созерцатель, с другой стороны - чем больше я смотрю на современное искусство - тем больше убеждаюсь, что я и сама есть художник. Впрочем я думала так и раньше. Но именно текущие выставки убедили меня в соответствии моего понимания и фактического понятия.
И вот здесь на третьем этапе я понимаю, что посторонние и, честно говоря, даже сам художник совершенно не имеют никакого значения в процессе моего взаимодействия с предметом искусства. Тут, конечно, важно понимать, что природа этого взаимодействия тесно связана с моим восприятием мира.
Во-первых, я верю. Я верю в нечто. А значит, художник как субъект не представляет самоценности. Нечто вещает через этот субъект. А делается все это - и мое созерцание, и созидания самого художника - как процесс и ради процесса общения с этим нечто. Мы и есть его самоактуализация. Ведь - и в этом я давно убеждена - природа породила сознание ради созерцания самого себя. Ведь мир прекрасен. И нашими глазами он может посмотреть на самое себя.
Второй момент заключается в том, что ныне я воспринимаю все, что есть, как природу. Все есть природа. Искусство - это имитация природы. Все созданное человеком - это имитация и преобразование природы, это сделано из природы. Это же так очевидно. Ведь никакая энергия не берется из неоткуда. И когда человек в принципе противопоставляет себя природе, он совершает своего рода "грех". Он отторгает самое себя, отвергает жизнь. Даже тогда, когда он считает, что вредит природе и кричит об этом, и впадает в уныние... - это есть лишь эгоизм и снятие с себя ответственности. Потому что первое, что он должен делать, как дитя своей матери, - это безусловно ее любить, именно для этого он пришел сюда. И рано или поздно мы все к этому приходим. Даже на нашем сугубо человеческом поприще.
И вот если вы воспримите именно эту картину мира... А я, если честно, не ведаю, правильная она или неправильная; я не знаю, какова ваша картина мира, и не навязываю вам своей; а только предлагаю заглянуть за завесу тайны внутреннего мира другого и - быть может - увидеть там самое себя... А я просто следую зову сердца, зову разума - который все равно идет откуда-то от сердца - зову опыта, мною постижимого... И вот я прихожу к этой картине мира. Кто-то может осуждать или не понимать, но я не вижу другого пути. Мой путь ведет меня этой дорогой. Впрочем это небольшое отступление - рефлексия над самой рефлексией. Так вот, в данной картине мире вполне логично для меня прийти к общению с искусством - как и с природой, кстати говоря - как к общению с собственным бессознательным.
И вот - заземлимся немного - я с трудом заставляю себя приехать сегодня и посетить-таки выставку. И что я вижу? У этой картины у меня закружилась голова, у этой инсталляции я плачу, здесь - я вспоминаю любимого ушедшего человека, а тут поражаюсь, как тонко художник выразил мои собственные философские мысли и прочее, и прочее. Вихрь чувств, эмоций, опыта, понимания. Конечно же, нужно отдать дань: художник - виртуоз. Он сумел оказать на меня воздействие. Мы с ним поговорили о вечном. Впрочем сам мир вещает от нашего лица. В наших лицах - мир рассказывает себе самому сказку о самом себе - в лице деятельного художника и благодарного зрителя. И мне лично нравится бывать в обоих ролях. И та, и другая требуют сил и труда.
И в общем к чему я это все? Если бы у меня спросили совет: идти ли на выставку, например. Я бы сказала: да, идите, пообщайтесь с самим собой. Сходите на йогу - пообщайтесь с самим собой. Не надо спешить осуждать, или спешить бояться, спешить отделиться или объединиться. Не надо думать об окружении, которое есть лишь плод ваших же фантазий - если все это и существует отдельно от вас, то вы ничегошеньки не знаете об этом. А если и догадываетесь, то, вполне наверняка, это не имеет никакой ценности для вашего собственного бытия. Но имеет ценность все то, что вы принимаете. Ценно все и ничего одновременно. Жизнь слишком коротка, но цель ее слишком глобальна. Это непостижимо. Только жизнь вашего внутреннего духа имеет значение. Только ради себя - в лице всего - и ради всего - в лице себя стоит жить. И это вдохновленная жизнь, полная любви.
#искусство #современноеискусство #психология #бессознательное #жизнь #вдохновение