Найти тему
AI-TREND

Дюна 2. Рецензия

Изображение взято с Кинопоиска
Изображение взято с Кинопоиска

«Важно не то, что ты думаешь, а как поступишь»

Главный вопрос, который меня волновал перед просмотром фильма – почему я встречаю так много положительных отзывов о фильме в новостях? Неужели мы действительно станем зрителями картины, которая навсегда останется глубоко в памяти поколения и будет вызывать сильные эмоции и воспоминания?

Об условиях выхода фильма

«Дюна: Часть вторая» выходит в марте 2024 года в условиях отсутствия какой-либо конкуренции на международном кинорынке. В этом году еще не было ярких и запоминающихся блокбастеров, мы также не ожидаем в ближайшее время появление какой-либо заметной киноновинки или фантастической адаптации известного произведения. Фактически, Дюна находится в привилегированном положении – ее не с чем сравнить прямо сейчас, в настоящий момент.

О сюжете картины

С момента выхода в кинотеатрах первой части Дюны популярность романов Фрэнка Герберта заметно возросла (да, это классика мировой литературной фантастики), и часть аудитории уже была готова к тому, чтобы увидеть адаптацию полюбившейся саги в новом формате.

Во второй части, кажется, мы наблюдаем за становлением и развитием главного героя. Пол Атрейдес постепенно становится предводителем фременов - Муад’Дибом. Меняется его социальный статус, а фремены все убедительнее начинают верить в старое пророчество и возможность освобождения от гнета захватчиков планеты. Свобода – это идеал, к которому стремится народ пустыни, однако свобода в их понимании означает возможность быть ведомым на жизненном пути. Не совсем понятно, в чем причина таких религиозных постулатов – либо воздействие пряности на измененное сознание, либо возведение религиозных взглядов в самоцель существования. Этот момент в фильме прямо не обыгран. Кажется, что дело как раз в пряности – именно после приема «воды жизни» последние представители Дома Атрейдес кардинально меняют свои взгляды на жизнь, а их поступки становятся все менее понятными и логически объяснимыми.

Изображение взято с Кинопоиска
Изображение взято с Кинопоиска

Об актерском составе и позициях

Заметной критике подвергается игра и образ, который воплотил на экране Тимоти Шаламе. Я не согласен с утверждением, что он не подходит на эту роль. Предлагаю просто подождать, не сомневаюсь, что его выбор для главной роли – это крайне удачный ход. Во-первых, мы с вами (если буквально, то не мы с вами, конечно, а голливудские боссы) живем в такой реальности, в которой по мере сюжетного развития персонажи уже не преображаются внешне. Массивная фигура, борода, твердая походка – это те атрибуты лидеров, к которым нас приучила научная кинофантастика прошлого. Новый мир уже другой. Во-вторых, Пол Атрейдес совершенно не типичный главный герой (вовсе не герой, что отчетливо видно в последних кадрах фильма). Сегодня мы наблюдаем за его становлением, а дальше - станем свидетелями разрушения этой личности.

Еще один интересный ход, который предприняли создатели картины, это смещение фокуса внимания с Пола Атрейдеса в сторону его матери - Леди Джессики. Она приобретает совершенно новую роль, которая впервые позволяет ей открыто начать свою собственную игру. Пока не ясна ее истинная цель, но она определенно ее имеет. Скрытые мотивы Преподобной Матери фременов позволяют укрепить образ Муад’Диба в сознании фременов.

Совершенно по-новому для меня открылся персонаж Чани. Мне кажется, что Зендея великолепно показала всю ту гамму эмоций, которую испытала ее героиня – насторожённость, недоверие, отрицание, интерес, гнев, привязанность, искреннюю любовь, отверженность и желание бороться за себя и свои чувства. Создатели Дюны уделили ей много внимания, и актриса, как мне кажется, к которой я относился скептически, раскрылась и успешно справилась с ролью. Подождите, она точно получит свою номинацию на Оскар.

Отдельного внимания заслуживают персонажи Дома Харконнен. К сожалению, им уделили не так много времени, но их устремления достойны обсуждения.

Мир Дюны – это большая и сложная история про стремление к власти во имя собственного видения мира. Этот мир разрушителен, потому что он отрицает многообразие и возможность сосуществования разных культур. Кажется, это не понимает ни один из великих домов, что последовательно приводит к их возвышению и падению.

Дом Харконнен показан в негативном контексте. Владимир Харконнен – правящий барон, который вряд ли заслуживает внимания. Его образ в фильме максимально шаблонный для отрицательного героя второго плана. Невероятно харизматичным получился персонаж Фейд-Раута Харконнен. Молодой наследник определенно вас удивит. Довольно интересно, но сжато и противоречиво показано развитие героя – от постановочного бойцовского шоу и до профессионального финального боя за доверие императора. Фейд-Раута хоть и обладает маниакальными наклонностями, унаследованными от родственников, но имеет амбициозные планы и скрытые мотивы. Он кажется импульсивным, но расчетливым. Кажется, ему стоило бы уделить больше внимания в фильме. Но, увы, он также оказывает вторичным героем из-за многоплановости сюжета.

Создатели фильма отлично манипулируют вниманием зрителей. Образы всех действующих лиц базируются на противоречиях – дом Харконнен является полной противоположностью Дому Атрейдес, а быт фременов не будет понятен для типичных жителей империи. Обособлено показан мудрец-император, управляющий этим миром. Его власть строится на интригах, которым он обучают свою дочь – своенравную будущую наследницу. Их образ жизни лишен динамики, но отчетливо подчеркивает фиктивную отрешенность от политической борьбы. Кажется, в этой глубокой проработке и расстановке персонажей есть заслуга автора книжной эпопеи, который создал настолько контрастный мир Дюны.

Изображение взято с Кинопоиска
Изображение взято с Кинопоиска

Слабые стороны фильма

Подача сюжета для тех, кто «не в теме», стала проще. В фильме много моментов, в которых главные герои как бы проговаривают свои поступки и тем самым разъясняют зрителям мотивацию. В отдельных моментах это выглядит топорно. Я люблю такой подход, но нахожу его сужающим поле для последующей дискуссии.

Дюна – фильм и о политике. Я не читал романы Фрэнка Герберта, поэтому мне сложно говорить о точности адаптации книжного оригинала в кинопродукте. Отмечу, что тема управления любым обществом (управление – все же сложное социальное явление) намного глубже, чем простое ведение пропаганды. В фильме герои неоднократно говорят о важности распространения информации, однако как строится пропаганда в мире Дюны не совсем понятно. Поэтому можно сделать вывод, что фремены – просто фанатично настроенные люди, обладающие, возможно, низким уровнем политической культуры (хотя это не так, что прямо доказано в фильме – у них есть системная иерархия и вовсе не племенная организация общества). Фремены – не дикие кочевники, а вполне сформировавшаяся нация, выработавшая особую децентрализацию власти ввиду опасностей и угроз во внешнем мире.

Очевидно, что Дени Вильнев снял много интересного материала, но в финальный монтаж не могло войти все. Было бы неплохо, если бы свет увидела расширенная версия фильма. Фильм последователен и лаконичен в сюжетном изложении, но для некоторых важных событий просто не хватило экранного времени.

Сильные стороны фильма

Безусловно, фильм завораживает и притягивает внимание визуальной составляющей. Признаюсь, первые полтора часа я скучал и ловил себя на мысли, что устал наблюдать за пустынными пейзажами (хоть и очень красивыми). Как только картинка сменилась на черно-белые краски, я целиком погрузился в происходящее на экране. Однако не могу не отметить великолепие сцен, глубокую проработку деталей разных миров и, конечно же, впечатляющую детализацию песчаных червей.

У Дюны особое звучание. Каждый сюжетный этап имеет свое запоминающееся звуковое сопровождение, которое весьма атмосферно и позволяет еще сильнее погрузиться в разнообразные миры этой вселенной.

Отмечу убедительную игру всех актеров. Дюна – это хорошо организованный проект. Профессиональная работа, в которой нет места авантюризму. Кажется, творческая свобода осталась в первой части проекта и не была правильно понята зрителями.

Выводы

Дюна скорее понравилась, но незабываемых впечатлений фильм не произвел. У меня сдержанный оптимизм и нет восторженных возгласов. Да, это отличная работа, к которой ее авторы подошли со всей ответственностью. Мне кажется, что в продолжении, которое обязательно будет, стоит больше уделить внимания неожиданным сюжетным поступкам в духе того времени, но не экспериментам.

Рекомендую к просмотру.

Изображение взято с Кинопоиска
Изображение взято с Кинопоиска