Рождение русской научной фантастики: множество имен – и множество врагов. Романы о полетах в космос, о будущем России – этот жанр как массовое явление появился в стране в начале XIX века, когда многие литераторы стали выпускать фантастические произведения. Но научную фантастику сразу невзлюбили царские цензоры – и многочисленные чиновники Верховного цензурного комитета вымарывали у писателей подозрительные страницы, целые главы или вообще просто запрещали книгу к публикации.
Разобраться в их мотивах порой довольно трудно. Можно еще понять, почему запрещали друга Пушкина поэта Вильгельма Кюхельбекера, который кроме всего прочего писал и фантастические повести, например о полете на Луну. Кюхельбекер был подозрительным вольнодумцем, а потом вообще стал мятежником, декабристом.
И вот в своем рассказе о полете на Луну он описал страну, в которой цензоры увидели карикатуру на Российскую империю. Поначалу в повести все было хорошо. В духе русских народных сказок Кюхельбекер рассказывает о том, что на Луне съедобные города и вкусные реки:
«Мы увидели большой город, обсаженный пряничными деревьями. Этот город весь был выстроен из ископаемого леденца; его обмывала река Лимонад, изливающаяся в Шербетное озеро».
Но затем Кюхельбекер описывает порядке и нравы, очень напоминающие тогдашнее российское общество – и при этом жители Луны у него без головы и без сердца, в прямом смысле этих слов. Головы и сердца им удаляют в юности, чтобы они не думали о социальных проблемах, о политике – а ограничивались бы сочинением эпиграмм и другими литературными экзерсисами, как это было модно и официально поощрялось как раз в царской России.
«Местные жители показывают необыкновенную быстроту и легкость в разговорах; одно слово перегоняет у них другое; каламбуры, эпиграммы, нежности взапуски бегут подобно шумному, неиссякному водопаду, извергаются и потрясают воздух… Я мог заметить, что у них довольно много политических и ученых ведомостей, вестников, модных журналов».
И у жителей Луны широко распространены телесные наказания - так же, как и в России того времени. В фантастической истории Кюхельбекера на Луне эти наказания используются вместо денег. Когда местным жителям надо за что-то заплатить, они платят, подставляя спину - их бьют палками определенное число раз. А они называют это идеалом общественного устройства.
Понятно, что царским цензорам не могло понравиться такое произведение. Но они находили крамолу и в совершенно невинных, казалось бы, вещах - даже в произведениях детской литературы. Здесь свирепствовал Особый отдел министерства просвещения, главной задачей которого была борьба с «развращающим влиянием современной литературы». А фантастика была отнесена к «чтению вредному, возбуждающему интерес, но не дающему здоровой пищи для ума».
И вот этот опасный вред цензоры из министерства просвещения нашли в совершенно безобидной повести Вильгельма Битнера - о мальчике, который на фантастическом летательном аппарате отправляется к Северному полюсу, чтобы найти пропавшего шведского инженера Соломона Андрэ. Андрэ придумал какой-то особый воздушный шар с парусами.
Сюжет сочли вредным для неокрепших детских умов – и книга была запрещена во всех школьных библиотеках.
Другой фантастический роман об Андрэ цензура вообще запретила публиковать. Чиновнику Петербургского цензурного комитета не понравилось описание неизвестной страны, найденной аэронавтом Андрэ на Северном полюсе - что все жители этой страны «члены одного общества и работают друг для друга». Цензор увидел в этом пропаганду коммунистических идей.
Но кому-то везло, и их фантастические романы цензура не трогала. И этот жанр стали активно разрабатывать в России многие известные литераторы. Поначалу герои фантастической литературы в основном летали на воздушных шарах - в том числе и на Луну. Или в сюжетах упоминались еще более экзотические способы.
Я уже рассказывал о весьма популярном сочинителе конца XVIII века Василии Левшине. Считается, что в его романе 1784 года «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» описывалось первое в русской литературе путешествие на Луну. Так вот у него главный герой приделал к ящику орлиные крылья, которыми можно было махать с помощью особых рукояток.
«Вынеся сию машину на открытое место и сев в нее, начал он махать крыльями и поднялся вдруг на воздух».
Поднимаясь все выше, путешественник и прилетел на Луну. Затем в романах появились ракеты - но об этом уже в следующей публикации, в продолжении историй о российской научной фантастике.