Найти в Дзене

Король и Шут "Кукла колдуна" разбор песни: смысл песни о котором не догадываются многие

Оглавление

Король и Шут очень необычная группа для России, да и вообще для всего мира. Каждая её песня это законченная, мистическая история с колдунами, ведьмами и так далее. Ну, а чтобы нам было все это проще понять, мы будем рассматривать сегодня вполне конкретную песню, которая называется «Кукла колдуна».

Для начала нужно проговорить такую основополагающую информацию. В группе «Король и шут» было два фронтмена. Это Андрей Князев, он же «Князь», и Михаил Горшенев, он же «Горшок». Люди это очень разные.

  • Андрей Князев, конечно, был и остается панком, но таким, знаете, ровновешенным. То есть он в какой-то момент перестал бухать, он писал тексты почти всех песен, и был настроен на более серьезный лад.
  • Михаил Горшенев — это панк до глубины души. Это его и сгубило. Да, если вдруг кто не знает, то в 2013 году Михаил Горшенев умер. Он считал, что... Если ты не асоциален, то ты не панк, ты должен протестовать, ты должен делать что-то эпотажное, постоянно кутить, веселиться и никакого равновесия и баланса не нужно искать настоящему панку.

Во многом в основе коллектива лежала разница между двумя этими главными героем, князем и горшком. И эта разница их и развела в итоге. Князь ушел из группы еще до смерти горшка.

Так вот, Михаил Горшенёв, как настоящий панк, всегда был против того, чтобы песни Короля и Шута назывались сказками. Он говорил, ну какие это вам, блин, сказки, сказки это то, что детям рассказывают, а у нас, ну хотите, называйте это хотя бы баснями. В принципе, основные черты басен в песнях Короля и Шута есть, но некоторые привычные вещи, такие как проговаривание морали хотя бы время от времени, явственная такая мораль этого нет.

И что самое главное, песня, которую мы сегодня разбираем, «Кукла колдуна», целый альбом, на котором вышла эта песня, акустический альбом, где есть «Прыгну со скалы», всё это не нравилось Горшку.

Он говорил "Я не буду это выпускать, это не имеет отношения к Королю и Шуту. Делай это сольным своим альбомом, князь, нет, это не будет Королём и Шутом."

Но в итоге всё получилось так, как получилось. Музыку написал Андрей Князев, причём сначала без текста, и показал её горшку.

Вы, наверное, знаете, что в песнях Короля и шута обычно есть вступление в начале, после припева какой-то проигрыш и обычно они соотносятся с главной темой, с мелодией припева, но как-то её обыгрывают, чем-то отличаются.

Здесь все согласились. "Припев отличный, лучше не надо. Давайте поставим в начале два вступления прям с точной мелодией припева. Давайте. Нет, давайте поставим 4, ну давайте 4, а потом после припевы еще два, а потом еще два." И в итоге мелодия, звучит 16 раз.

А в последний момент они еще туда и в весь альбом добавили скрипку. И это сработало. Это прилипучая, обалденная мелодия припева, настолько у всех засела в голове со скрипочкой, что песня стала хитом. И просто до сих пор это одна из самых-самых популярных песен Короля и Шута.

1 куплет

"Темный мрачный коридор"

Это конечно избыточно, если коридор мрачный он вряд ли может быть светлым. Очень ли это страшно? Большая ли это ошибка? Нет. Это вообще не важно в песнях Короля и Шута это не имеет значения.

"Я на ципочках как вор"

Как вор, незамысловатый образ, который говорит о том, что человек что-то делает очень тихо. На основе этих двух строчек мы сделаем сейчас первый вывод о текстах Короля и Шута. Стилистических приемов в них практически нет, а если они есть, то совсем простые. И не этим славны песни Короля и Шута.

"Пробираюсь чуть дыша, чтобы не спугнуть. Тех, кто спит уже давно. Тех, кому не все равно. В чью я комнату тайком желаю заглянуть, чтобы увидеть."

Есть темный мрачный коридор. И мы по нему идем на цыпочках, очень тихо, потому что мы хотим заглянуть в комнату, где кто-то уже давно спит. И им не все равно, если вдруг они нас вычислят, им не будет все равно, да, то есть это имеет к ним отношение. А мы боимся их спугнуть, потому что мы хотим заглянуть в комнату и что-то увидеть. И если мы спугнем, то, наверное, мы не увидим этого.

Припев

В припеве у нас появляется адресат всей этой песни, к которой он обращается на ты и говорит ты невольница, твои идеи и так далее. Это очевидно девушка, к которой он и идет, она находится в комнате среди тех, кто спит. И ночью вместо того, чтобы спать, она превращается в кого-то другого, идет охотиться на людей. Здесь довольно поэтично говорится о том, что бессонница, бессонница здесь как аллегория, такая микроаллегория, если можно сказать, то есть она здесь как персонаж выступает, хотя это собирательный образ того, что девушка ночью не спит, идет охотиться на людей. Так вот он идёт в эту комнату, чтобы увидеть весь процесс. Процесс превращения.

В песнях «Короля и Шута» много мотивов мистических, фольклорных. И вот чей образ напрашивается здесь. Девушка, очевидно, живёт днём, ну более или менее нормальной обычной жизнью, а ночью бессонница превращает её в кого-то страшного, кто ходит и охотится на людей. Ну, напрашивается образ оборотня. Человек, который превращается ночью, чаще всего в волка, хотя может и в других животных.

Давайте еще поговорим про тех, кто спит уже давно. Это просто люди, которые в ее комнате легли спать? Мне кажется, это не так. Возможно это умершие духи, которые могут встать, но он боится их спугнуть. То есть он не боится, что сейчас они проснутся и его съедят, а спугнуть боится. Он идет в комнату для того, чтобы посмотреть, как у нее меняется облик, то есть подглядеть. А если он их спугнет, возможно этого не будет.

2 куплет

"Крестик на моей груди, на него ты погляди, что в тебе способен он резко изменить."

Здесь, во-первых, уточняется, что речь идет о нечистой силе, раз крестик православный способен что-то изменить. Ну, по крайней мере, такое предположение есть. Кроме того, в этом куплете он разговаривает не с условным оборотнем, не с обернувшейся ей, а с нормальной, когда она человек.

"Много книжек я читал, много фокусов видал. Свою тайну от меня не пытайся скрыть."

То есть понимаете, если бы бессонница уже сменила облик, тут и тайн бы никаких не было, вот он её видит и всё понятно. А здесь он с ней разговаривает, видимо, как с обычным человеком и говорит ей, погляди на крестик. Я много чего знаю, я много чего читал, много чего изучал. Не пытайся скрыть от меня свою тайну. Тем более, что...

"Я это видел! Как бессонница в час ночной..."

Припев здесь уже в прошедшем времени. Я увидел это. Я шел по коридору, хотел увидеть и увидел. И теперь, когда я уже общаюсь с тобой, как с нормальным человеком, я тебе могу сказать, ты от меня свою тайну не скроешь. Я уже все видел. Какой смысл из этого мы можем заключить? Наш герой знает эту девушку. Он ее знал, когда с ней все было хорошо. Но в последнее время, видимо, он стал в ней замечать что-то необычное, но не был уверен. И вот он отследил, где она там живет или где проводит свои ночи. И ему нужно было убедиться, что он прав, что с ней что-то не так. Именно поэтому он и побрел по этому темному мрачному коридору. Он должен был убедиться.

Теперь вернемся ненадолго к тем, кто спит уже давно. Мне кажется, логичным следующее объяснение. Сначала человеку нужно уснуть. А потом уже приходит бессонница, меняет облик и человек просыпается и начинает охотиться на людей.

3 куплет

"Очень жаль, что ты тогда мне поверить не смогла В то, что новый твой приятель Не такой, как все! Ты осталась с ним вдвоем Не зная ничего о нем Что для всех опасен он Наплевать тебе! И ты попала!

Нашу героиню, ту, к которой он обращается, заколдовали. Какой-то злой колдун теперь по ночам может управлять ей. Многие усматривают в этом моменте образ куклы Вуду и вообще рассматривают ее как главный образ песни куклы колдуна, да вот есть у него маленькая кукла с помощью которой он управляет девушкой, но мне кажется это не так. Во-первых, потому что кукла Вуду все-таки, в общем понимании, используется для того, чтобы человеку как-то навредить. Но мне кажется, что здесь речь идет не об этом, речь идет о том, что волшебник просто вот натурально может управлять и двигать ее руками, ногами и так далее. И он явно ее использует как-то в своих интересах. Какие уж у него интересы мы точно из этой песни не узнаем, может быть он вампир и пьет кровь, а может быть он кормит волков, как в песне Охотник. А наш герой пытался ее предостеречь, пытался ее спасти, но судя по последним строчкам не вышло.

Жила была девушка, она дружила или общалась или встречалась с кем-то, да вот с нашим героем, может быть он ее брат. И она связалась с нехорошим парнем. И он ей говорил не связывайся с ним, он не хороший парень. Но она его не послушала, связалась с ним окончательно и в итоге начала заниматься ночью какими-то плохими вещами. Довольно жизненный сюжет, согласитесь, причем интерпретаций может быть очень много, чем именно она занимается, кто этот колдун и так далее. И здесь точных аллегорий нам уже никто не даст, но мы вправе сами придумывать подходящие варианты и понимать то, что нам отзывается. И никто не вправе никого осуждать за какое-то собственное понимание этой песни, если уж она особенно не противоречит вот этой конве, про то, что девушка связалась с плохим человеком и из-за этого занимается теперь чем-то плохим. Но есть вещи изумительные и довольно изящные.

Согласно Яндекс.Музыке, Кукла-колдуна, самая популярная песня, Короля и Шута.

Король и Шут погружает нас в мир сказок взрослых, иногда сатиричных, иногда грустных. Это погружение в мир детства, но по-взрослому. Поэтому мы и любим песни Короля и Шута.