Найти тему
Гедеонова Сансара

Слишком достойный жених

#рецензия, #ДостойныйЖених, #Индия, #литература, #роман, #экранизация, + #кинообзор

Держите вдогонку МахаШиваРатри свежую рецензию на отличную книжку!

Решился тут на литературный подвиг. Не, все еще не написать таки книжку, хотя давно пора – пока всего лишь прочитать. Но не простую, а… почти на две тысячи страниц роман, в двух увесистых томах. Да еще и индийского автора. Ну, такое индийское кино, даже сериал на бумаге, представили?

На самом деле все не так уж страшно – Викрам Сет только родом индиец, а образовывался, как и положено приличному индийцу и писателю, в Оксфорде и Стэнфорде, первый свой роман – вместо диссертации по экономике – написал в стихах, да еще онегинской строфой. А уж «Достойным женихом» и вовсе всех положил: и коллег по цеху, и критиков. Первых обошел рекордами – «самый длинный в истории английской литературы роман, какой удавалось опубликовать одним томом», переводы на три десятка языков и всемирный тираж свыше 26 млн, и само собой – киноадаптация. Вторые растекаются в славословиях: «...лучший писатель своего поколения, а «Достойный жених» – не просто один из длиннейших романов за всю историю английской литературы, но и один из прекраснейших»; «…Викрам Сет создал удивительнейший из гибридов – скромный шедевр»; «проза невероятного масштаба и достоверности», и прочая, и прочая…

Признаюсь, решаясь на подвиг, я и сам немного опасался этакой бумажной «сансара-барбары», типичного Болливуда-на-бумаге. В некотором, но только в хорошем смысле, это он и есть. Читателю предлагается вроде бы банальная мелодрама индийского разлива – переломный момент и клинч цивилизаций (действие происходит вскоре после обретения Индией независимости); конфликт отцов и детей – в данном случае матери-вдовы и юной дочери; и еще больше того, столкновение эпох с их идеалами и ценностями, тысячелетние священные коровы патриархальной Бхараты и свобода чувств и нравов Индии новой, свободной и независимой. Открытая схватка молодости и любви и обычаев и «традиций», наконец.

И еще кое-что об этническом, религиозном и темпоральном колорите – автор умело подает его так, что даже многочисленные поясняющие сноски читаются вполне органично, почти как часть текста, совсем не отвлекая от нити повествования. Хоть иногда и немного недостоверны, скажу как завзятый индофил. Но не фатально, извиним автору, или даже редакторам, это небольшое недоразумение.

Большинство критиков, наперебой и взахлеб захваливающие Сета, характеризуют «Жениха» в высшей степени положительно, один даже договорился до того, что роман может «вдохновить миллионы долгих счастливых браков». Однако, разделяя в целом подобный оптимизм, тем более что и свои впечатления ему созвучны, все же не могу совсем забыть о том, что центральная интрига сюжета – не просто беспроигрышный драматургический ход. Увы, вызов, брошенный межконфессиональным романом молодежи замшелым предрассудкам стариков, – для многих в той же Индии, да и много где еще – это пока что сегодняшняя реальность, злободневность XXI века.

И надеяться тут остается лишь на силу молодости и любви – а может быть, еще и на вечно молодых и полных жизни индийских богов? Посмотрим, кто же окажется самым достойным женихом, и на всякий случай вознесем им хвалу.

И еще кое-что немаловажное – при всей максимальной погруженности в свою мелодраматичную чувственную возню герои романа, пусть и вымышленные, но вполне реалистичные, не оставляют никаких шансов ни «героям нашего времени», ни нам самим. Несмотря на все раздирающие их «человеческие, слишком человеческие» страсти, это люди высокой культуры, качественного образования, искренней веры – а мы с вами, обитатели века XXI, увы, им и в подметки не годимся. Да, «Жених» – это еще и роман о настоящих людях, а не о жалких симулякрах, до которых меньше чем за столетие выродился род человеческий.

А что же до литподвига, то эксперимент пока продолжается. Но уже сейчас могу сказать, что «Жених» незаметно, но уверенно и надежно вернул старую добрую привычку к пристрастно-погруженному чтению, в последнее время сильно потесненную спецэффектами сериального видеоряда.

Опубликовано в НГ-Exlibris:

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2024-01-31/14_1210_bollywood.html

Напомню заодно и свой обзорчик киноадаптации:

«Выгодная партия».

Да, конечно, этот мини-сериал, в том числе и для меня – визуальный довесок к двухтысяч страничному роману Викрама Сета «Достойный жених». Роман удостоился вагона хвалебных отзывов от лучших книжных рецензентов мира и каких-то ещё плюшек, его же адаптация (или всё-таки экранизация?) предлагает ленивым – или, напротив, особо запавшим на тест читателям ещё и лицезреть глазами захватывающую и увлекательную историю поиска любви и свободы юной индианки Латы Мехты в исполнении большеглазой милашки Тани Маникталы. И всё это вскоре после разделения колонии Англии на Индию и Пакистан, на фоне непрекращающихся конфликтов между индуистами и мусульманами, тяжелых вериг многосотлетних матриархально-патриархальных традиций, полубезумной мамаши и противных сплетничающих жирных тёток, романов юнца с куртизанкой, или двух юнцов между собой, убивстсва в приступе алкоревности, раз в серию монументально шпарящих составов под паровозиком, для разнообразия днём или ночью, видов волшебной Индии и всего, чего вы уже любите или ещё не видели.

-2

Я же, при пересмотре, вспомнил кое-что из личной истории и задумался о выборе, которого не было, но если был бы, то… что? И по итогу ещё пару слов – как-то разочаровал финалец. Всю дорогу Лата сражалась за свободу и любовь, а под конец тупо продешевила, отдавшись на растерзание обувному скорняку, явно недалёкому и слишком круглорожему. Правда, мужички там все недалёкие, трусоватые и тормознутые, а бабы все мудрые, расчётливые или как минимум хитрые – что поделать, очередная, видимо, дань политтолерастии.

https://www.kinopoisk.ru/series/1339325