Найти тему
Великий Брат

Проклятие Башара Асада: До гражданской войны в Армении осталось 3, 2, 1

Оглавление

На другом конце света, в Соединённых Штатах, участница республиканских праймериз Никки Хейли официально вышла из внутрипартийной гонки на пост кандидата в президенты. А это значит, что Дональд Трамп получает рекордные шансы вернуться в Белый дом. Его любовь к экстравагантным геополитическим решениям может привести к тому, что Армения, от которой прямо сейчас требуют передать Азербайджану контроль над 4 сёлами, больше никогда не будет прежней

Фото: Annabelle Gordon - CNP/Consolidated News Photos/globallookpress
Фото: Annabelle Gordon - CNP/Consolidated News Photos/globallookpress

Решению Хейли предшествовала неожиданная победа в Вашингтоне, но тем не менее большинство штатов предпочли Дональда Трампа. Бывший губернатор Южной Каролины Хейли пожелала Трампу “заслужить поддержку избирателей, ранее голосовавших за неё”.

Демократия без демократов, но с томагавками

Вместе с уходом Хейли из гонки рушится и надежда демпартии на разлад у республиканцев. Как и на то, что часть консервативно настроенных американцев из принципа проголосуют на выборах за старика Байдена, а не за молодую и неопытную республиканку. Второй раз подряд мир будет наблюдать за битвой двух титанов, отработавших по одному президентскому сроку, и к каждому остались весомые претензии. И если Байдена не любят за то, что после позорного бегства Штатов из Афганистана он слишком углубился в международную политику, забыв о происходящем в США, то Трамп – наоборот, сторонник изоляционистской политики, которая угрожает международному влиянию Америки. Но верно ли это обвинение в адрес 45-го президента?

Фото: Richard Thigpen/The Photo Access/globallookpress
Фото: Richard Thigpen/The Photo Access/globallookpress

Ещё в предвыборную кампанию 2015-2016 годов Трамп сосредоточился именно на происходящем в США. Легендарная стена на границе с Мексикой в итоге не помогла Техасу в борьбе с волнами иммигрантов, да и ряд спорных решений в экономической и социальной сферах вызывали недоумения среди американцев. С другой стороны, Трампу досталась от Обамы страна, буквально утопающая в конфликтах на Ближнем Востоке – конфликты в Сирии и Ираке, напряжённость с Ираном, вечная печать позора на Хиллари Клинтон из-за событий в Ливии, а конкретно – в Бенгази в 2012 году. Не стоит забывать и о наследстве Обамы в виде постмайданной "страны 404”. Фактически Трампу уже некуда было заводить очередную американскую авианосную группу, и тем не менее в ряде случаев он смог обострить и без того сложные ситуации.

Фото: MC2 Jackson Adkins/Keystone Press Agency/globallookpress
Фото: MC2 Jackson Adkins/Keystone Press Agency/globallookpress

Именно по приказу Трампа американские корабли атаковали ракетами “Томагавк” базу Сирийской ВВС, когда погибли в том числе и гражданские лица, жившие неподалёку. Что характерно, этот акт агрессии оправдывала на заседании ООН как раз представлявшая тогда в организации США Никки Хейли. Возможно, в данном случае с задержкой сработало легендарное “проклятие Асада”, ведь госпожа Хейли неоднократно повторяла, что “Башар должен уйти”.

Запачканный бархат с армянской вязью

Ещё одним смелым, но не поддающимся какой-либо логике решением президента Трампа был перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. До недавних событий Иерусалим считался священным городом вне политики, в котором мирно сосуществуют представители авраамических конфессий – иудеи, христиане и мусульмане. Иначе всегда думали израильтяне, для которых Иерусалим – столица их государства, несмотря на то что правительство находится в Тель-Авиве.

Но интересен другой эпизод внешнеполитической деятельности Трампа и его команды – именно при них пришёл к власти в Армении премьер Никол Пашинян вследствие “бархатной революции”. Подготовка к этому событию осуществлялась ещё администрацией Обамы, и ещё в начале 2016 года Бен Ходжес, командующий силами США в Европе, высоко оценивал темпы интеграции армии Армении в систему НАТО. Тем не менее в 2017 году Трамп уже решил на 70% сократить помощь Армении, следуя собственным предвыборным обещаниям.

Фото: Ani Djaferian/ZUMAPRESS.com//globallookpress
Фото: Ani Djaferian/ZUMAPRESS.com//globallookpress

Сейчас страхи окончательно потерять поддержку США вновь захватили не только Армению, но и прочие страны-проекты внешней политики США. Вероятность того, что государства, буквально существующие на североамериканские гранты, окажутся без внешнего финансирования, сейчас пугает многие марионеточные правительства Европы и Латинской Америки. Получая колоссальные суммы из Вашингтона, эти страны планомерно разрывали добрососедские связи с соседями, как это сделала Армения. И теперь, в случае победы Трампа, в Ереване должны понимать, чем может закончиться для армянской государственности самоустранение США с международной арены.

"Не склонит голову перед Путиным”

Перспектива революции, уже без какого-либо “бархата”, сопровождающейся гражданской войной, — закономерный итог для государства, которое отвернулось от всех друзей (в случае с Арменией речь, конечно, о России и ОДКБ), поставив всё на одно число. А выпало “зеро”.

Правда, армяне не слишком верят в подобное развитие событий.

“Да, очень интересные процессы происходят на американском треке во внутренней политике. Есть вероятность, что Трамп одержит победу. Это не может не повлиять не только на украинское направление, но и в целом на всё постсоветское пространство. Конечно, сложно будет тем силам, которые действительно не только в Армении, но и в целом надеются на США, на поддержку коллективного Запада. Смена власти в США, уход демократа Байдена и приход республиканца Трампа — это действительно очень серьёзный поворот.
Однако предпосылок для гражданской войны в Армении нет, на мой взгляд. Но это приведёт к серьёзному осложнению положения действующей власти, той риторики, которой они сегодня придерживаются.
К кому обратится за помощью Пашинян, я, честно говоря, не знаю. Потому что мы знаем, что Европа ориентируется на США, в этом плане гегемоном являются именно США. Это будет сложная ситуация”, — считает политолог Арман Гукасян.
Фото: Gevorg Ghazaryan/Xinhua//globallookpress
Фото: Gevorg Ghazaryan/Xinhua//globallookpress

Ереванские обыватели разделяют точку зрения эксперта, отмечая, что для гражданской войны нужна сильная оппозиция и её ярко выраженный лидер. Такого в Армении нет. Разве что “дадут” извне. Но это совсем другая история.

"Ну к кому Пашинян поползёт? Вы что. Даже после того, как нас окончательно кинут американцы, он не станет склонять голову перед Путиным. И дело тут не в гордости. Никол слишком недалёкого ума, чтобы понять, что от его решения зависит судьба всей Армении, а не только его личного кармана… Какая ещё гражданская война? Нет. Такого сейчас не будет. Люди всегда идут за каким-то лидером, а у нас его нет", — например, говорит Армине Саакян.

Ашот Бадалян и вовсе считает, что ничего для республики с приходом Трампа не изменится. США и раньше больше говорили о помощи, чем оказывали её. Просто появится лишний повод пообижаться.

Не верите? А зря

Безусловно, верить в худшее и страшное не хочется. Но есть и ещё ряд сигналов, которые стоит правильно считывать.

Один из сигналов – отношение самого Трампа к политике как к бизнесу и умение договариваться. О том, что он сможет договориться с Владимиром Путиным и о "стране 404”, и о других странах СНГ, говорят и эксперты, и сам 45-й президент США. Что же в этом случае может ожидать эти страны?

Фото: Kremlin Pool/ZUMAPRESS.com/globallookpress
Фото: Kremlin Pool/ZUMAPRESS.com/globallookpress

Как и у небратских соседей, у Армении конечно же есть “план Б” в лице Европы. Наиболее крепкие отношения в Европейском союзе у Еревана сложились с Парижем, но тут, как старом анекдоте, есть нюанс. Недавние агрессивные выпады президента Макрона в адрес России в сочетании с новостями о пустой казне Версальского дворца намекают о том, что Франции будет не до проблем Еревана. Других уверенных контактов в Европе премьеру Пашиняну найти, объективно говоря, не удалось. Да и, как отметил эксперт Гукасян, Европа всегда повторяла за Штатами, и легитимной возможностью избавиться от балласта грех не воспользоваться.

Фото: Gevorg Ghazaryan/imago stock&people/globallookpress
Фото: Gevorg Ghazaryan/imago stock&people/globallookpress

А во-вторых, есть поговорка “падающего — толкни”. Воспользуется ли слабостью брошенной одними союзниками и разорвавшей связи с другими Армении соседний Азербайджан, имеющий к Еревану территориальные претензии? Весьма вероятно: он и без Трампа собирался это делать. Будет ли вторжение вглубь Армении таким же лёгким, как и предыдущие операции? Вряд ли, и все это понимают, и в Баку, и в Ереване.

“Никол (Пашинян) интегрирует Армению не в ЕС, а в Турцию. Вернее, Армения подводится под Турцию. Последняя даже не скрывает, что хочет открыть “Зангезурский коридор“, а устами своего сателлита Азербайджана заявляет, что рассматривает Армению как “Западный Азербайджан“. Никол решает свои личные задачи. Назвал это “суверенитетом“, но сдает его Турции — взамен своей безопасности и возможного убежища. Руководитель правящей парламентской фракции “Гражданский договор“ в эфире Общественного телеканала проводил линию, согласно которой “лучше Армения будет территорией в 10 тыс. кв. км, но, якобы, суверенной, чем улучшит отношения с Россией“. Понятно, что концом этой политики будет окончательное исчезновение Армении, но Никола это не интересует. Он уже списал Армению со счетов и готовится пойти по стопам Тихановской, то есть сбежать и использоваться в качестве антироссийского инструмента. Короче говоря, Никол продал Армению“, — считает публицист Айк Усунц.

Но главное тут – реакция жителей Армении на все эти гипотетические события. Из искры всё ещё может возгореться пламя, и если потеря Карабаха прошла безболезненно для действующей власти, то именно здесь может сформироваться та самая пресловутая последняя капля.