Цитаты из Библии даны в Синодальном переводе.
Верю в то, что Господь не дал исказить их на потребу дня безумцам, делающим это нарочно, или неподготовленным переводчикам, так, чтобы был потерян смысл.
Кто-то может сказать, что слова Библии относятся к древним временам. Но Господь даёт текст, который мы читаем и сейчас, и значение их сейчас предельно ясно и важно.
Господу конечно же возможно дать слова, которые имели смысл и для былых времён, и имеют сейчас.
Господи, помоги нам осознать истину!
Вопрос: Как Господь мог сотворить Вселенную? Неужели он лепил звёзды и планеты? А где он взял материал?
Цитата: Книга пророка Иеремии, Глава 10.
10. А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.
11.Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес.
12.Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса.
13.По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих.
14.Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа.
15.Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут.
Комментарий: Поскольку мы убедились, что материальный мир сам по себе существовать не может, и порождать мысль и чувства он не может, то существует в реальности только мир духа, мир мыслей и чувств. Бесспорно, один дух в этом мире может воздействовать на другой, на другие, и это воздействие может, как видим, принимать вид земного мира. Как видим, стремление мыслить об этом внушённом мире как единственно реальном безумно, и искать смысл и спасение в творениях этого земного мира тоже безумно. Раз Господь внушил нам этот мир, значит, мы можем набраться ума и опыта в этом мире, но располагаться в нём с удобствами и наслаждаться его благами нелепо. Эти блага кстати и не насыщают, хочешь за них уцепиться — и они ускользают. Легко понять, что Господь не сотворил их такими, чтобы захватить наше сознание по-настоящему. Страдания кстати тоже. Также говорится о «богах, которые не сотворили неба и земли» - неважно, кто именно имеется ввиду: идолы (которые может что-то и могут по некоторым свидетельствам), нлонавты, демоны, подземные жители или неважно кто. Если мы когда-либо увидим кого-то, чьи-то возможности нам кажутся божественными, это не должно нас вводить в заблуждение: эти существа также пользуются миром, созданным Господом, или может и другими мирами, созданными также Господом, тоже имеют свою судьбу в этих мирах, видимо, грехи тоже, и ждать от них наивысшей истины нельзя.
Вопрос: Неужели Господь может управлять всем миром? Как же ему удаётся? А сможет ли Он нам помочь, если на нас нападёт армия в сто миллионов человек?
Цитата: Книга пророка Исаии, Глава 40.
12. Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
13. Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?
14. С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
15. Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.
16. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем — для всесожжения.
17. Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
18. Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
…..
21. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
23. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
25. Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
26. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?
28. Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31. а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.
Комментарий: Невозможно представить себе силу духа Господа, создавшего мир. Он способен охватить мириады душ и воздействовать на них этим бесконечно прекрасным и бесконечно мудрым миром. Однако посмотрим, чему учит земной мир. Он учит выполнять свой долг, творить благо другим, учит честности, любви к другим. Но эти качества позволяют душе принять участие в делах Господа. Более того, Писание прямо говорит о том, что человек должен посвятить свои помыслы делам Божиим, «делу рук Его». Можно предположить, что души, прошедшие обучение и развитие в мире, становятся частью Господа — сначала на низшем уровне, потом, быть может, более высоком? Тогда легко представить, как мириады душ, прошедших обучение в мире, оказываются гораздо больше этого мира, и могут в нём действовать безгранично мудро, знать каждый атом и заботиться о каждом человеке. Но каким-то образом они при этом едины, ибо Писание говорит: «4. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» Пятая книга Моисеева. ВТОРОЗАКОНИЕ. Наверняка всё гораздо сложнее, чем мы можем сейчас себе представить. Обратим внимание также на то, что «надеющиеся на Господа обновятся в силе». Господь не просто судит сверху, как мы тут выкручиваемся, он вдыхает в нас силы жизни.
Вопрос: наверное, в предвидении тяжёлых времён, надо сосредоточиться на производстве вооружения?
Цитата: Пятая книга Моисеева. ВТОРОЗАКОНИЕ, Глава 32.
37.Тогда скажет [Господь]: где боги их, твердыня, на которую они надеялись,
38.которые ели тук жертв их [и] пили вино возлияний их? пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом!
39.Видите ныне, [видите,] что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.
Комментарий: Кто-то может сказать, что "боги их" - это некие идолы. Но какой смысл Господу давать нам Библию, которая актуальна только для эпохи нескольких тысяч лет назад? Стремясь добиться чего-то на этой Земле, мы без конца поклоняемся различным идолам нового типа. Разные творения человеческих рук, должности, общественные институты, на Западе — фирмы и так далее, этому нет числа. Наши пушки, танки, самолёты очень сильно выраженные идолы, на которые мы уповаем в трудную минуту, и конечно же они "едят" и "пьют" в чудовищных количествах. Поскольку мир создан и поддерживается Господом Богом, то нелепо пытаться спастись от Его воли материальными средствами. Если какой-то народ неправ и творит зло, например, гитлеровская Германия, то может ли оружие спасти его? Уповать на оружие нельзя, но нельзя также и подставляться под удар врага, ожидая спасения от Бога. Это значило бы искушать Бога, заманивать врага в ловушку, врага, который, не зная Бога, конечно же находится в безумном состоянии. Это подлость, и за неё Господь реально нас накажет в первую очередь. Надо показать готовность биться и погибнуть, и предпринять разумные меры к защите, понимая, что спасут нас не они, а Бог. Все удары, которые мы получим, действуя честно, конечно же пойдут на пользу нашей душе, и Господь даст ей новые силы.
Вопрос: Но нас в России уже осталось очень мало, нас почти истребили события 20 века, и детей у нас мало. Как же мы выживем в будущем?
Цитата: Книга пророка Иезекииля, Глава 37
1. Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,
2. и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.
3. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
4. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!»
5. Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
6. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
7. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.
8. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
9. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
10. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище.
Комментарий: Конечно, для творца Вселенной нет ничего невозможно в этой Вселенной. Что означают эти слова — реальное физическое оживление костей или может быть это метафора? По сути, это не имеет значения. То, что Господь сохранит жизнь тем, кто Ему нужен, и оживит тех, кто служил Ему и погиб — это совершенно понятно. Жизнь или смерть не имеют значения, а вот праведность перед Богом или неправедность — имеют. В данной цитате речь идёт о «доме Израилевом». Но невозможно себе представить, чтобы Господь повёл себя по-другому по отношению к праведникам из другого «дома» только лишь на том основании, что они не «дом Израилев». И «дом Израилев» может означать в наше время вовсе не евреев, этому есть тоже подтверждения в Библии, о чём мы поговорим в следующем тексте.
Вопрос: Но мы на каждом шагу видим, что злые и неправедные люди живут хорошо и кичаться своим благополучием, попирая честных и добрых. Как же Господь это допускает?
Цитата: Псалом 91
2. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3. возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4. на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7. Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, —
9. Ты, Господи, высок во веки!
10. Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11. а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;
12. и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15. они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16. чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.
Комментарий: Суть в том, что цвести на Земле — это не цель. Это цветение не даёт истинной радости, и должно рано или поздно закончиться. А праведник имеет радость уже за то, что творит добро и служит Господу. Его радость уже истинная, и ждёт его будущее. И если праведнику суждено получить наказание за прошлые грехи, он будет также рад этому, как и награде, потому что для него превыше всего — истина Господняя. Также радостно, что вина искупляется. Те же, кто цепляется за земное счастье вопреки воле Божией, кроме него ничего не получат, будущего у них нет.
Вопрос: Какое общественное управление угодно Господу? Люди в многовековой борьбе добились некоторой демократии, и у нас верховный правитель обычно выбирается народом (это вопрос несколько спорный, выбирается ли реально, но идея такова).
Цитата: Четвертая книга Моисеева. ЧИСЛА, Глава 16
1. Корей, сын Ицгара, <и ещё имена>,
2. восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
3. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
…..
12. И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем!
13. разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами!
14. привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!
…..
23. и сказал Господь Моисею, говоря:
24. скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.
25. И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы.
26. И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам [вместе] во всех грехах их.
27. И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.
28. И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]:
29. если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня;
30. а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
31. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними;
32. и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;
33. и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
34. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
Комментарий: Множество «именитых мужей» потребовали от Моисея, правившего израильтянами, того, что мы сейчас назвали бы демократией. Господь не просто их истребил, а сотворил особое, поразительное истребление, которое должно остаться в памяти потомков. Не осознав, в чём зло этих «людей Кореевых», мы рискуем впасть в тот же грех. Обратим также внимание, что людям Кореевым противопоставлялся не народ, не чистокровные пролетарии, а единоличный правитель Моисей. Заметим также, что Моисей принципиально отличался от известных нам царей и императоров. Все свои силы он клал на то, чтобы привести народ к Богу, не собирал богатств и не развлекался, и тяжело страдал, когда народ отступал от Бога. Исход, Глава 32: «9. И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;
10. итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
11. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
……
32. прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.»
Вот это истинная позиция истинного правителя, готового не просто погибнуть за свой народ (что на самом деле являлось бы спасением души), а отказаться от Царствия Небесного вместе со своим народом. Следует признать, что большинство людей не может стремиться служить Богу и не верит до конца в Высшие миры. Если возникает возможность, то они, как правило, стремятся к благополучию на Земле, а об истинном Боге забывают. Когда Господь ставит во главе их истинно верующего человека, Он духовно просвещает при помощи него сразу множество народа. Что будет, если люди и правда будут выбирать себе правителя при помощи наичестнейшего голосования? Трудно представить себе, что выбран будет человек, который, как Моисей, поведёт их через трудности и страдания к Царствию Небесному. Обратим также внимание, что на Моисея восстали не простые люди, а именитые, - то есть, под словами о демократии и о том, что «все люди святы», то есть все имеют права, скрывалась идея о перераспределении власти в пользу истеблишмента, что происходит всегда в случае «демократий». Люди, не столь «именитые», действительно часто оказываются ближе к Богу, хотя не всегда. У каждого свои грехи и свои достоинства. Вот как можно найти истинного правителя: это тот, кто ведёт народ к Богу, сам ведёт скромную жизнь и всегда готов на подвиг во имя служения, и конечно который думает обо всём народе. В каждом человеке заложено чувство правды, и даже если он сам не может к ней идти, то распознать в правителе он сможет.
Вопрос: Поскольку мы живём во внушённом мире, выходит ни наука, ни производства, ни культура никакого смысла не имеют? Как же тогда жить?
Цитата: Книга пророка Исаии, Глава 2
8. и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.
Глава 44
14. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.
15. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.
16. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».
17. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
Комментарий: Мир дан нам Господом неспроста. Он нас учит не только праведности, но и разуму. В Писании так и сказано: «Господь учит человека разумению». Сложная материальная деятельность, которую мы должны вести на Земле, безусловно развивает разум, волю, различные виды понимания. Есть основания считать, что развитие человека могло идти и другими путями, но мы пока знаем в основном этот, и в нём есть большой смысл. Сможет ли познать Господа человек, который не творит в материи, имыслит примитивными, поверхностными образами, не видит взаимосвязи явлений, не может отличить главного от второстепенного? Однако для человека свойственно делать из вещей и явлений идола. Можно по-разному объяснять этот феномен. Возможно, самое большое значение имеет то, что человеческая душа понимает свою ограниченность в мире, и ищет служения истинному. Так или иначе, но для людей характерно на определённом этапе отказываться от мышления, и переходить к бессмысленному поклонению тому, что видимо и осязаемо, либо хотя бы представимо, но Господом не является. Допустим, люди изготавливают что-то требуемое в хозяйстве. Оно приносит пользу («служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб»), но этого человеку мало. Он хочет, чтобы эта вещь была бы идолом, была бы особо ценной, особо интересной («из остатков от того делает бога, идола своего»). Где-то проходит грань между развитием ума от понимания различия вещей, разума, сосредоточенного творчества с одной стороны, и бездумным поклонением вещам- с другой. Очень часто человеку вообще нужна не вещь, а возможность поклонения. Кроме того, избыточный порой комфорт, создаваемый вещами, приводит к болезням и деградации человека, а изощрённое производство разрушает природу. Не вызывают ли тошноты мёртвые предметы, в которые мы вкладываем свою душу, а потом получаем от них зависимость? Итак, мы должны пользоваться земным, но не впадать от него в зависимость, наши мысли должны быть с Господом, а не с материальными предметами.
Также мы видим, что Господь дал нам бесконечно прекрасную и мудрую природу, которую мы не можем создать, но можем изгадить. Бесспорно, бережное отношение к природе развивает наш дух, мы уходим от свинского подхода к миру, и имеем ещё один путь единения с Господом. Конечно, мы должны украшать мир.
Тоже самое с наукой, только в ещё большей степени. В науке принято создавать теории — идолы и даже приносить им в жертву учёных, правда, фигурально. Например, по непонятной причине Эйнштейн сотоварищи решил вывести формулы, в которых время бы присутствовало равнозначно с пространственными координатами. Зачем, почему? Идут большие споры, и вообще говоря это странное решение. Но это характерный пример сотворения теоретического идола, и масса теорий отвергалась из-за их несоответствия теории относительности. При этом от этих выдумок ожидается счастливое будущее («спаси меня, ибо ты бог мой»).
Отдельный разговор с культурой. Давайте подумаем, имеет ли смысл живопись, или музыка, или художественная литература, которая не восходит к служению Богу и пониманию Его ? Давайте честно посмотрим: воспевание человеческих дрязг в литературе и живописи приводит к тоске, потому что человеческое без Бога бесцельно и ограничено. Музыка, которая не может быть применена к воспеванию Бога, также создаёт ощущение пустоты, она никуда не ведёт. Это вовсе не значит, что музыка должна быть заунывной. Наоборот, в Писании сказано: Псалом 97: «4. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5. пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6. при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.
7. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8. да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9. пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно.»
Радость пред Господом — настоящая радость, потому что мы соединяемся с Господом, который бесконечно мудр, бесконечно счастлив и может взять нас к Себе, и дела Его полны смысла и радости. Грусть и тоска — это следствие эгоизма, ибо только ограниченный человек гибнет или имеет несчастье. Конечно, все мы такие в той или иной степени, но все мы должны бороться за счастье.
Вопрос: Если мы поняли всё это и приняли, то что же нам делать в практической жизни? Идти ли в монашеский скит или ещё куда?
Цитата: Пятая книга Моисеева. ВТОРОЗАКОНИЕ Глава 6
4. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5. и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
6. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей];
7. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8. и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9. и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
Комментарий: Эта заповедь очень глубока и содержит в себе буквально всё. Поскольку изначальный мир — духовный, и мы все по сути принадлежим ему, то воздействие наших мыслей на окружающий мир легко себе представить, и уж во всяком случае оно меняет наши души. Бесспорно, если множество людей сосредоточит свои мысли на Боге, то наш земной мир начнёт меняться. Бесспорно также, что наша жизнь, общественные институты должны быть сознательно изменены для служения Богу. Этому будет посвящён следующий текст. Но не нужно ждать каких-либо изменений общества, каждый может измениться уже сейчас. Что касается монашества, то в нашу эпоху монашеская жизнь выглядит отдыхом по сравнению с теми трудностями, которые человек преодолевает в мирской жизни. Очень похоже на то, что уходить в наше время в монахи — это грех. Поддерживать в мирской жизни постоянное памятование о Господе — это великий труд, бесконечно полезный, ведущий к истинному счастью.