«Ars longa, vita brevis» **
Музыке и ее создателям посвящается
В мае 2022 года, выйдя из здания, расположенного на улице Мира 23, я села в свою машину, которую обычно паркую у здания по улице Мира 32. Завела двигатель и застыла от развернувшейся художественной экспозиции передо мной. В единственно горящем окне корпуса Института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ-РТФ) УрФУ было четко видно коллектив людей и их лидера: они что-то обсуждали. Вадим Самойлов со своей командой готовился к выступлению: на площадке института был запланирован концерт, посвященный празднованию 70-летия ИРИТ-РТФ.
В тот момент я подумала, обводя глазами здание корпуса УрФУ: а ведь много лет назад здесь когда-то всё и начиналось, история группы «Агата Кристи», ставшей символом времени на переломе Эпох. Сегодня эта музыка являет собой уникальное музыкальное Наследие России. Редкое явление в нашем искусстве, которое стало легендарным при жизни создателей, продолжает свою поступь в новом витке развития музыки: как в крупном симфоническом произведении, состоящем из нескольких частей. Поэтому было очень символично созерцать одного из авторов этой «Симфонии» в том самом месте, где открывались тогда еще неизвестные, но желанные и уверенные горизонты. И сейчас продолжающего свой Путь из стен Аlma mater в когда-то выбранном душой фарватере.
Как тогда, так и сейчас творческое движение происходит с опорой на людей идейно и профессионально близких, с одновременным сохранением принципов преемственности и яркой индивидуальности в работе. За творческим лидером стоит профессиональная команда: люди, тонко совпавшие в пространственно-временном континууме в определённый момент своей жизни.
О некоторых из участников коллектива Вадима Самойлова я хотела бы рассказать: мое впечатление и мой отклик.
Познакомились совершенно случайно: мы все любим Ее Величество Музыку. За почти 3 года, что я знаю ребят, они раскрылись для меня как интересные личности, которые показали, каким бывает творчество на разных этапах его реализации: от момента зарождения, будучи вдохновленным, до процесса его претворения в жизнь и последующей экспозиции зрителям и слушателям.
Итак, поехали.
Музыканты на сцене:
Альберт Потапкин. Солнечный мультиинструменталист. В коллективе ответственен за гитары, ударные, клавишные. Является сопродюсером В.Р.Самойлова. Участник (в разные годы): групп «Флаг», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Аквариум», «Ночные снайперы». Честный профессионал, сохраняющий преемственность поколений Уральского и Петербургского рок-н-рольного наследия - важных составляющих музыкального кода России. Из классической музыки предпочитает ту, которая стирает границы эпох, потому что нельзя менять Вечное на время.
Андрей Каплев. Тонко улавливающий ноты души клавишник, бэк-вокалист, сценический системный архитектор, видеограф. На сцене окружен оборудованием с разной функциональностью, и со стороны это выглядит как центр управления полетами. Как можно быть настолько многозадачным в профессиональном плане? Вероятно, благодаря высшему радиотехническому образованию и особенному чувству бесконечности времени. Так же бесконечна и его Музыка, сочиняемая в тишине студии, освещенной многочисленными мониторами и огоньками от иных профильных приборов неизвестного мне назначения.
Роман Баранюк. Сосредоточен на ударных инструментах в команде. На момент написания статьи расширяет свой музыкальный диапазон, обучаясь в «Уральской государственной консерватории имени М.П.Мусоргского». Любимый композитор И. С. Бах (предположительно) и, наверно, Карл Черни, потому что более организованного и системного человека я не знаю. Впрочем, зачем о других композиторах рассуждать, когда Роман сам сочиняет Музыку.
Александр Радченко. Флер хрестоматийного гитариста-романтика перманентен и неизбежен. Любит музыку Вивальди за красоту и не любит ноктюрны Шопена за излишнюю грусть, ведь обаяние внешнего мира так хрупко. Зачем же печалиться, когда можно улыбаться?
За сценой:
Николай Бондарев. Художник по свету. Философствующий эстет или эстетствующий философ. Обычно мы с ним обсуждаем балет, в частности Петербургскую школу, музыку и жизнь. Любимая постановка у Николая – «Красная Жизель» – спектакль, посвященный одной из великих балерин XX века Ольге Спесивцевой, в театре балета Бориса Эйфмана. Еще мы оба неравнодушны к качественной концептуальной электронике, нагруженной экспериментальным саундом и хитро-выдуманным текстом. А в жизни предпочитаем: я – все грани разумного, он - иногда за них выйти.
Павел Лазарев. Ранее в коллективе в течение долгого времени был ответственен за звук на сцене. Добрый перфекционист. Интуитивно знает, как должно звучать пространство, полученное в его распоряжение. Однажды он услышал, как я импровизирую на синтезаторе и посоветовал мне фиксировать мое музыкальное воображение, к которому я тогда относилась несерьёзно. Его оценка моей мимолетной игры здорово повлияла на меня в позитивном ключе, и я ему очень за это благодарна. На момент написания статьи Павел уже не трудится в команде.
Никита Шепелев. Концертный директор. Никита очень серьёзен и, как директор коллектива, деловит. Тень улыбки иногда проскальзывает на его лице организатора, но у него всегда всё под контролем. Поэтому и разговоры у нас предметные и практичные: об автомобилях и их технических характеристиках, так как оба автовладельцы.
Андрей Зимин. Инженер сцены, ответственный за звук. Как-то раз рассказал мне, что всегда мечтал работать в команде Вадима Самойлова. Получается, что одна мечта его точно осуществилась, благодаря труду, целеустремленности и врожденной амбициозности вкупе с любовью к прекрасной Музыке.
Дмитрий Васильев. Инженер сцены. Очень общительный и открытый миру романтик, готовый прийти на помощь, проверить работу гитар, микрофона и звука в зале. Придумывает Музыку и делится ей с миром как автор и исполнитель в собственной рок-группе.
Павел Перетолчин. Инженер сцены. Тактичный профессионал, который будет спокойно и методично выполнять свою работу почти в любых условиях, невзирая на хлесткий морской ветер и пронизывающий мороз открытых концертных площадок нашей необъятной Родины.
Вот какие люди слагают одну из лучших музыкальных команд страны. Идейность, профессионализм, богатый внутренний мир, личные человеческие качества – это всё становится движущей силой для развития творчества самих участников группы и для реализации фундаментального художественного замысла создателя коллектива.
Цельность человеческая и творческая - не только природный дар, но и приобретаемая в процессе становления личности способность воспринимать мир многогранным, встраивая в свою систему ценностей множественные аспекты бытия разной степени значимости. И одной из основ такого внутреннего мироустройства является понимание важности формирования дружной созидающей атмосферы среди разных людей. Умение объединить специалистов и проживать свой творческий Путь в команде единомышленников на протяжении многих лет – это талант, позволяющий раскрыть себя и рядом идущих не только на музыкальном поприще, но и пригласить в иные сферы таких же увлеченных своим делом людей, чтобы уже вместе развивать и преумножать интеллектуальное богатство России.
Поэтому возвращение спустя 33 года в стены Аlma mater и легендарного факультета (теперь уже Института) является прогнозируемой реперной точкой в жизни Творца, подтверждающей правильность выбора человека, живущего с мечтой в сердце.
Переход границы поколений был ознаменован рождением новой идеи и возобновлением знаменитой уральской традиции в УрФУ. В декабре 2023 года Вадимом Самойловым были проведены первые факультативные лекции о технических аспектах самореализации в творчестве, на базе ИРИТ-РТФ. Это уникальная возможность для студентов узнать, как состояние лирическое можно превратить в форму физическую посредством фундаментальной и прикладной науки. Для желающих развивать творческую деятельность университета и Екатеринбурга в октябре 2023 года свои двери распахнул и Рок-клуб УрФУ. А это значит, что есть молодые люди, готовые получать специальные знания и совершенствовать профильные навыки в величайшем из искусств – Музыке.
P/s Вадим Рудольфович Самойлов заканчивал РТФ УПИ им. С.М.Кирова в 1987 году, когда ректором стал Станислав Степанович Набойченко*** (с 1986 г.) – ученый-металлург, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН. А я поступала на ХТФ УГТУ-УПИ им.С.М.Кирова в 2004, свое ректорство Станислав Степанович в этот период постепенно завершал: в 2007 году он покинул пост. Вот такое вот «историческое legato», озвученное сталью гитарных струн.
Екатерина Загайнова, выпускница ХТФ УГТУ-УПИ им. Б.Н.Ельцинаʹ09
С уважением.
*Книга Совершенства Дао-Дэ цзин
** «Ars longa, vita brevis» / перевод с лат.: «Жизнь коротка, искусство вечно»
*** Станислав Степанович Набойченко 20 апреля 2022 года ушел из жизни, оставив нам в наследие более 620 печатных работ, в т. ч. 52 монографии, 53 изобретения.
Ниже представлены фотографии с разных мероприятий команды Вадима Самойлова. Фотограф - Лиза Погадаева.