Это высказывание принадлежит выдающемуся советскому педагогу В.А. Сухомлинскому.
Но большинство из нас знает только часть этой цитаты, хотя в полном виде она звучит так: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
И все дальнейшие исследования только подтверждают правильность и точность выводов В.А. Сухомлинского.
Что нужно знать о связи кончиков пальцев и работы мозга и в целом развития ребёнка?
1. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие речи.
2. Развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Другими словами, развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
3. Следствием слабого развития общей моторики и, в первую очередь, моторики рук становятся общая неготовность ребёнка к письменной деятельности и наличие проблем с речевым развитием, в том числе с чтением.
Важно осознать родителям!
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, потому что они перестали работать руками. Особенно показателен тот факт, что многие современные дети не имеют завязывать шнурки или учатся этому очень долго.
Раньше дети всегда помогали родителям по дому и много работали руками: мыли посуду, подметали пол, ухаживали за комнатными растениями. Такой труд оказывал благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
В школе на уроках труда дети учились пришивать пуговицы, вышивать, вырезать снежинки и завязывать шнурки. Дети советской школы регулярно делали утреннюю зарядку, после школы обязательно гуляли на свежем воздухе, много играли в мяч, прыгали через скакалку, играли в подвижные игры.
Чем раньше родители начнут развивать у ребёнка координацию и навыки самообслуживания, тем лучше это скажется на его интеллектуальном развитии.
Проблемы современных детей с обучением во многом связаны с трудностями владения собственным телом.
Если ребёнок плохо управляет руками в крупной моторике, не может правильно сидеть за столом, не владеет навыками самообслуживания, то ему будет крайне трудно управлять ручкой во время письма.
Почему занятия на развитие мелкой моторики не помогут ребёнку овладеть навыком письма?
Дело в том, что при наличии у ребёнка трудностей с обучением такие занятия как лепка, пазлы, лего, мозаика и другие им подобные не формируют правильную нейродинамику в работе мозга и не учат управлять собственным телом в крупной моторике.
А одним из лучших способов активизировать мозговую деятельность ребёнка и научить его управлять собственным телом является физкультура и графокоррекция!
Уникальность техник и методик, которые применяются в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для решения проблем с обучением, как раз и заключается в том, что в их основе лежит физкультура.
Дети на программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе не занимаются чтением и письмом: всё внимание сосредоточено на работе с телом и руками ребёнка.
Ведь именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют центры коры головного мозга, ответственные за речь, мышление, анализ, память, а также другие функции.
Как через «кончики пальцев рук» активизировать работу мозга и помочь ребёнку справиться с проблемами в обучении, изложено в этих материалах:
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также приглашает на онлайн- и офлайн-программы, направленные как на подготовку детей к школе, так и решение проблем с обучением у школьников всех возрастов.
Подробнее о подготовке детей к школе можно узнать на сайте dyslexia.ru
Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.