Evolution — спортивная версия популярного автомобиля Mitsubishi Lancer с 1992 по 2015 годы. Отличается агрессивным дизайном, мощным двигателем, увеличенными колесными арками и полным приводом. Предлагается с механической, автоматической или роботизированной КПП. Роботизированная КПП с двумя сцеплениями встречается только в последних поколениях Evolution.
1-е поколение
Первый Lancer Evolution был создан для Чемпионата по ралли, оснащён турбинным двухлитровым мотором 4G63 от Galant VR-4, а также полноприводной трансмиссией. Автомобиль имеет спортивный руль от Momo и сиденья с сильной боковой поддержкой. Все это отличает Evo от простых машин. С 1992 по 1993 год были проданы 5 тысяч Evolution первого поколения. Максимальная скорость Evo составляет 228 км/ч.
2-е поколение
В январе 1993-го года был представлен обновленный Lancer Evolution II, который выпускался до августа 1995 года. Основное изменение заключалось в улучшении управляемости - колесная база стала короче, стабилизатор впереди стал легче, ширина шин увеличилась на 10 мм и появился задний спойлер. Объем топливного бака достиг 50 л, а мощность двигателя увеличилась до 260 л. с (188 кВт). Остальные данные, включая крутящий момент (315 Н*м), остались неизменными, как для GSR, так и для RS версии.
3-е поколение
В 1995 году компания Mitsubishi представила новый Evolution III. Хотя он имел общий кузов с предыдущими моделями, он выделялся визуально. Улучшенная аэродинамика была достигнута за счет модификаций переднего бампера, добавления воздуховодов к тормозам и коробки передач, аэродинамических накладок на пороги и заднего антикрыла для усиленного прижима на высоких скоростях. Интерьер в основном остался неизмененным, за исключением некоторых модификаций.
Важными изменениями были увеличение сжатия до 10:1, внедрение двух форсунок водяного охлаждения интеркулера, снижение противодавления в выхлопной системе, и увеличение диаметра выхода турбокомпрессора на 8 мм. В результате был улучшен двигатель, и мощность достигла 270 л.с. при 6250 об/мин, что улучшило динамические показатели автомобиля.
Evolution III также продемонстрировал большой успех на чемпионате мира по ралли. В 1996 году Томми Мякинен стал чемпионом, стоя за рулем Evolution III, что помогло Mitsubishi занять второе место в Кубке Конструкторов. Производство Lancer Evo III составило 7000 единиц.
Версия RS имела более простой салон и уменьшенный вес 1190 кг, в то время как GSR имел более "гражданский" интерьер и вес в 1260 кг. По умолчанию на Evolution III устанавливались фронтальный интеркулер, масляный радиатор, верхняя распорка, система охлаждения интеркулера и спортивные сиденья.
4-е поколение
В 1996 году Lancer и Evolution претерпели изменения. Двигатель и трансмиссия были перевернуты для баланса. RS и GSR были версиями: RS - с самоблокирующимся дифференциалом, GSR - с активным задним дифференциалом AYC для лучшей управляемости на высоких скоростях. Также в автомобиле появились сиденья Recaro и выбор колес 15 или 16". Evolution IV обладал 276 л.с. и 330 Нм, что было результатом двухпоточных турбокомпрессоров. Были добавлены противотуманки на бампере и новые задние габаритные огни.
5-е поколение
В 1998 году, в рамках WRC, был создан класс "World Rally Car", следуя правилам группы A, но без необходимости в омологации. Mitsubishi переработали Mitsubishi Evolution IV для этого нового класса и выпустили Evolution V в январе 1998 года. Turbocharger был модифицирован и увеличен до 373 Н·м при 3000 об / мин. Мощность официально осталась прежней, 280 л.с. (206 кВт), хотя некоторые говорят, что она скорее всего несколько выше.
6-е поколение
Evolution VI стал надёжнее благодаря новой системе охлаждения, которая получила большой интеркулер и масляный радиатор. Двигатель с новыми титаново-алюминиевыми турбокомпрессорами стал более мощным. Новая модель RS получила улучшенный передний бампер с более маленькими противотуманными фарами. Появилась модель RS2, обновлённая модификация с несколькими опциями от GSR. Ограниченная версия RS Sprint от Ralliart стала ещё мощнее с 330 л.с. (246 кВт).
7-е поколение
В Evolution VII модельная серия GT-A была оснащена автоматической передачей. Версия GT-A визуально напоминала GSR и производилась в 2002 году. Она была оснащена 17-дюймовыми дисками, задними фарами все-в-одном и имела три варианта антикрыла. Ее капот был изменен для обеспечения улучшенного воздушного потока.
Интерьер GT-A мог быть укомплектован велюровым потолком или спортивными сиденьями Recaro. Отличительные особенности интерьера GT-A включали хромированные дверные ручки, детали интерьера и шумоподавляющий выхлоп. МКПП получила обновление, чтобы ускорить реакцию на "кик-даун". По аналогии с большинством типтроников, она может переключать передачи вручную. Мощность двигателя была уменьшена до 264 л.с. (194 кВт). GT-A не вошла в модельный ряд следующего, восьмого поколения, но ее черты были использованы в Evolution IX.
8-е поколение
Lancer Evolution VIII - первый Evolution, представленный в США, из-за успеха Impreza WRX. Все модели 2003-2005 годов имеют 5-ступенчатую коробку от Evolution VII. MR Edition (США, 2005) оснащается ACD и 6-ступенчатой МКПП, ускорение и тюнинг ниже японского варианта из-за требований США. С 2005 года у Evolution VIII в США работает защита трансмиссии с ограничением на 5000 об./мин. Большинство моделей Evo в Америке были с антикрылом из углеволокна и модифицированной задней частью для соответствия правилам безопасности США. Независимо от версий имели легкие алюминиевые крылья и капоты. MR версии оснащались 6-ступенчатой МКПП Bilstein и BBS, также выпускались алюминиевые крыши.
9-е поколение
В 2005 году Mitsubishi Lancer Evolution IX появился на рынке Японии и был представлен на Женевском автосалоне. Американцы смоги увидеть авто на Нью-Йоркском автосалоне в том же году. Машина имела две турбовые модификации, стандартную (GSR) и RS, а также SE и MR с добавлением комфортных опций.
RS-комплектация была самой легкой моделью, но на треке она отставала от стандартного Evo IX и MR из-за отсутствия антикрыла. Все версии были бы равноценными в гонках драг. RS была создана для ралли, и она была весьма популярна у гоночных команд. Салон этой версии был простым, что помогало удерживать цену на низком уровне и стимулировать продажи.
10-е поколение
Особая черта седана Lancer Evolution X - новый 4B11T двигатель объемом 2 л с турбонаддувом, состоящего из ряда четырех цилиндров (206 кВт или 276 л.с.). Мощность и момент зависят от региона: японская версия имеет минимум 206 кВт, американская - немного больше, британские версии доработаны Mitsubishi UK до 300-400 л.с. В США предлагались версии MR и GSR с разными трансмиссиями: MR - с роботизированной 6-ступенчатой TC-SST, GSR - с 5-ступенчатой механической. Автомобиль оснащен новой системой полного привода S-AWC, усовершенствованной версией японской AWC - она позволяет передать различный момент на нужное колесо.