Найти тему
Думающая история

Как русская балерина помогла вернуть из забвения танец Древней Индии

Имя Анны Павловой в России и Европе ассоциируется в первую очередь с образом лебедя и не без основания: в этой танцевальной миниатюре на музыку Сен-Санса она была необыкновенно хороша. В Индии же Анну Павлову ценят совсем за другие заслуги.

Анна Павлова, исполняющая индийский танец. Источник изображения: www.pinterest.co.uk
Анна Павлова, исполняющая индийский танец. Источник изображения: www.pinterest.co.uk

Когда Павлова впервые приехала в Индию, она страстно желала увидеть храмовый классический индийский танец. Неизменный ответ, который получала балерина – храмовый танец больше в Индии не существует.

Индия произвела на Анну Павлову такое сильное впечатление, что, возвратившись в Лондон из своего первого индийского турне в 1922 году, она решила отразить индийскую тему в своем репертуаре. По ее поручению хореограф Иван Кластин создал балет «Фрески Аджанты». Однако он не имел ничего общего с индийскими танцевальными традициями.

Лондонский еженедельник «Saturday Review» писал о спектакле:

«…скучное зрелище, скопированное с чрезмерной точностью с унылого буддийского искусства Индии».

Анна Павлова решила более серьезно подойти к созданию следующего балета на индийсую тему и поручила Харкорту Алджераноффу, ведущему танцору в ее труппе, изучить книги и видеоматериалы об индийских свадебных церемониях.

Затем начались поиски композитора. Как раз в это время в Лондоне давала концерты индианка Комм-Алата Баннерджи. Она написала музыку для балета, получившего незамысловатое название «Индуистская свадьба».

Но Баннерджи внесла больший вклад, чем только написание музыки. Она порекомендовала Павловой молодого индийского студента, который в Лондоне изучал живопись в Королевском колледже искусств. Студента звали Удай Шанкар, он вырос, наблюдая за придворными танцовщицами во дворце раджи Джалавара, у которого работал его отец. Его пригласили на встречу с Анной Павловой, и эта встреча изменила жизнь молодого человека. Он бросил занятия искусством, стал соавтором хореографии и партнером Павловой в балетных постановках в индийском стиле.

Удай Шанкар с Анной Павловой в фильме "Радха Кришна" в 1923 году. Источник изображения: indianexpress.com
Удай Шанкар с Анной Павловой в фильме "Радха Кришна" в 1923 году. Источник изображения: indianexpress.com

Удай Шанкар (1900-1977) стал ведущей фигурой в возрождении индийского танца, основав школу в Калькутте.

В 1928 году Анна Павлова снова приехала в Индию и дала несколько выступлений в Мумбаи. На каждое ее выступление приходили доктор Джордж Арундейл и его жена Рукмини Деви (урожденная Нилаканта Шастри). Впоследствии они оказались на одном корабле, плывшем в Австралию.

Балерина распознала в молодой индианке родственную душу и попросила одну из своих прим, Клео Норди, преподавать Рукмини Деви азы балета. Позже она вспоминала:

«Было трудно найти хорошего учителя традиционного индуистского танца. У танцоров не было статуса и признания. Они были бедны, и никто особенно не поощрял их».

В конце концов ей удалось убедить знаменитого маэстро танца Минакши Сундарама Пиллаи стать ее гуру. В декабре 1935 г. Рукмини Деви дала свое первое публичное выступление на съезде Теософского общества. Ей аплодировали стоя 2000 человек.

Рукмини Деви. Источник изображения: ru.pinterest.com
Рукмини Деви. Источник изображения: ru.pinterest.com

Так возродился самый древний исторически задокументированный храмовый танец Бхаратанатьям. Его возраст более 5000 лет. Русская балерина Анна Павлова побудила Удая Шанкара и Рукмини Деви Арундейл вернуться к корням классического танца Южной Индии.

Использованная литература

Ashish Mohan Khokar. Anna Pavlova

The Heritage of Uday Shankar Anna Pavlova