Князь Одоевский Владимир Федорович – писатель мыслитель. Его произведения заставляют читателя анализировать, и вместе с автором получать ответы. ИЖЗ
«Кн.Одоевский оставил о себе прекрасную память как человек, как общественный деятель, как писатель, как ученый, как музыкант. Выше всего стоял он как человек. И прочие заслуги были только последствием его исключительно благородной, любящей, кроткой и неутомимо деятельной натуры» - граф В.А.Соллогуб
Князь Одоевский так писал о себе: «Ложь в науке, ложь в искусстве и ложь в жизни были всегда моими врагами и моими мучителями. Всюду я преследовал их и всюду они меня преследовали».
Князь Владимир Федорович Одоевский – одна из самых светлых и благородных личностей в знаменитой плеяде деятелей сороковых годов. Друг А.С.Пушкина, князя П.А.Вяземского, С.А.Соболевского и многих других известных представителей тех лет. Но среди его современников существовало самое разнообразное представление об Одоевском. Одни знали его как автора философско-литературных произведений, прекрасных и глубоких по содержанию детских сказок; другие слышали о нем как об оригинале и чудаке в области искусства и музыки; третьи путали его с декабристом князем Александром Ивановиче Одоевским; четвертые знали его как благотворителя, председателя «Общества посещения бедных»; пятые ровно ничего о нем не знали, по той причине, что много лет его имя не встречалось в официальном списке чинов первых трех классов; и т.д. и т.д.
Князь Владимир Федорович Одоевский – последний потомок древнейшего на Руси княжеского рода Рюриковичей, угасшего с его смертью. Он родился в Москве, окончил с золотой медалью Московский Университетский Благородный пансионе, оставив свое имя на почетной доске этого заведения вместе с именами В.А.Жуковского, А.И.Тургенева, Д.В.Дашкова и др.
Необыкновенная любознательность Одоевского обращала внимание на разнообразные направления науки и искусства. Он слушал лекции анатомии у известного профессора Лодера; увлекался философией, в 20-40-х годах был поклонник философии Шеллинга; издавал литературные сборники; серьёзно и глубоко изучал историю музыки и много писал об этом; изобрел особого рода орган и назвал его Себастьянов; как благотворитель - принимал активное участие в организации и работе «Общества посещения бедных»; увлекшись химией, прослушал курс лекций профессора Г.Гесса; заинтересовавшись кулинарией, посещал лекции доктора Пуфа и т.д.
Еще в пансионе Одоевский познакомился с философией Шеллинга, стал ее ревностным проводником, организовал кружок молодых людей, поклонников этой философии - «Общество Любомудрия».
В 1824 году вместе с В.Кюхельбекером он издавал «Мнемозину», литературный сборник в 4-х книгах, в котором выступил с апологами и поэтическими аллегориями. Из этих аллегорий особенно замечательна «Старики или остров Панхаи» в образе старичков-младенцев Одоевский осмеивал отжившее поколение своего времени.
В 1826 году Одоевский, вступив в брак с Ольгой Степановной Ланской, переехал в Петербург.
Тридцатые годы – пик литературное творчества Одоевского. Он издал свои «Пестрые сказки». Затем появился целый ряд рассказов и повестей: «Пиранези», «Последний квартет Бетховена», «Город без имени», «Импровизатор», «Себастиан Бах» и многие другие; повести из светской жизни: «Княжна Мими», «Княжна Зизи», рассказ «Южный берег Финляндии» и т.д. Из собрания сочинений Одоевского, изданном в 1844 году, многие из этих повестей вошли в его сборник «Русские Ночи». Одоевский в своих произведениях, как и везде, являлся преимущественно мыслителем, его идеи и вопросы иногда опережали свое время, поражали универсальностью и обстоятельностью знаний автора, отличались легким, изящным слогом. Из изданных Одоевским, под разными псевдонимами, практических рассказов, сказок, песен для детей и т.п. особенно замечательны «Сказки дедушки Иринея».
В продолжении восемнадцати лет с 1826 года по 1846 год Одоевский находился под начальством графа Блудова, вначале в министерстве внутренних дел, затем во втором отделении Собственной Его Величества Канцелярии. Кроме прямых служебных обязанностей выполнял обязанности редактора журналов этих министерств и разных комиссий.
«Общество посещения бедных» - отдельная эпоха жизни Одоевского. «Общество..» было организовано в 1846 году. Одоевский принимал самое активное участие в его организации и в работе, в привлечение благотворителей.
В 1862 году Одоевский, получив новое назначение, переезжает в Москву. Здесь все свободное от службы время он посвящает музыке, дома устраивает вечера, на которых читает лекции о музыки, в 1868 году его лекции были изданы под названием «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов».
Князь Одоевский Владимир Федорович
1804-1869
Происхождение; Род Одоевских:
Князья Одоевские вели свой род от Рюрика. По прямой линии они происходили от князя Михаила Всеволодовича Черниговского, замученного Батыем в 1246 году. С разделение Руси князья Одоевские разделились на две ветви, московскую и литовскую, нередко враждовавшие между собой. Князья Одоевские, московской ветви, были ревностными слугами московских государей и пользовались их милостями. В смутное время Одоевские служили воеводами в Новгороде и Вологде. При Алексее Михайловиче князь Никита Иванович Одоевский пользовался большим расположением царя. Талантливый род Одоевских сумел удержаться на надлежащей высоте и после петровских реформ. При Елизавете Петровне большой известностью пользовался князь Иван Васильевич Одоевский, действительный тайный советник, сенатор и президент вотчинной коллегии. Его сын Федор Иванович Одоевский, отец Владимира Федоровича, скончался в чине статского советника.
Детство: учеба
Князь Владимир Федорович Одоевский родился в 1804 году в Москве. В развитии Одоевского важную роль сыграло его пребывание в Московском Университетском Благородном пансионе.
Душей пансиона в те года был Антон Антонович Прокопович-Антонский, человек мягкий, гуманный, склонен к мистицизму, отличный педагог, в течении 33 лет, 1791-1824 года, директор пансиона. Согласно господствовавшим в обществе, в начале девятнадцатого столетия, взглядам на воспитание молодежи – «суть воспитания состояла в доброй нравственности, в образовании сердца». Антонский придавал воспитанию огромное значение. Его педагогические идеи переходили к ученикам, горячо ими воспринимались и пропагандировались. Под влиянием религиозно мистического настроения самого директора, в пансионе господствовало это настроение, которое отразилось на воспитанниках пансиона по разному: в М.Л. Магницком развило лицемерие и ханжество; в И.Н.Инзове укрепило честность и доброту; были случаи, что студенты бросали заведение и поступали в монастырь. Одоевский слегка подчинился пансионской мистике, что сказалось в его ученических речах. Девятнадцатилетний оратор в присутствии своего начальства развивал мысль, что «науки должны быть назидательны и религиозны». Воспитанники пансиона живо интересовались философией, русской литературой и любили музыку. В пансионе Одоевский с большим интересом слушал лекции профессора М.Г.Павлова, который в 1821 году возвратился из заграницы, и начал читать лекции в Университете и пансионе, он считался профессором физики и сельского хозяйства, но увлекался философией. На вопросы, что такое природа, как можно ее познать, профессор излагал учение философов Шеллинга и Окена. Эти лекции развили в молодом поколении интерес к немецкой философии. Один из его современников писал – «физике трудно было научиться на его лекциях, сельскому хозяйству – невозможно». Но на учеников он производил сильное впечатление.
У Одоевского главным и любимым предметом в пансионе был русский язык, за время обучения у него выработался литературный слог и вкус. А заседания Общества Любителей российской словесности, которые проходили в залах пансиона, так же содействовали развитию литературных наклонностей. М.П.Погодин так описывал первую встречу с Одоевским, еще воспитанником пансиона, на заседание Общества Словесности : « Как теперь помню я Одоевского: стройненький, тоненький юноша, красивый собой, в узеньком фрачке темно-вишневого цвета, с сенаторской важностью, которой и тогда уже отличалась привлекательная его наружность, разводил он дам, почтительно указывая им назначенные места, и потом останавливался с краю фланговым наблюдателем порядка во время чтения».
Благородный пансион развил в Одоевском и любовь к музыке. Он с благодарностью вспоминал о пансионском учителе музыки Ширевиче, который познакомил его с произведениями С.Баха, в те год едва известным в Москве.
Одоевский, окончив курс пансионских наук в 1822 году с золотой медалью, поступил на службу в Архив Коллегии Иностранных Дел.
Петербург:
В 1826 году Одоевский, вступив в брак с Ольгой Степановной Ланской, переехал в Петербург, поступил на службу в Ведомство Иностранных Исповеданий министерства внутренних дел, которым в те года заведывал Д.И.Блудов.
При графе Блудове Одоевский служил до 1846 года. За эти года он исполнял всевозможные должности и в министерстве внутренних дел, и во втором отделении Собственной Его Величества Канцелярии; был членом редакции журнала министерства внутренних дел, исполнял специальные поручения министра, например «приведение в однообразие мер и весов», улучшение пожарной части Петербурге и др.
В Петербургский период литературного творчества кн.Одоевского, вышли в свет лучшие сочинения князя. В Петербурге он близко сошелся с А.С.Пушкиным, их дружеские отношения не прерывались до самой смерти поэта. С выходом в свет «Современника» Пушкина, Одоевский стал постоянным его сотрудником. В 1836 году Одоевский написал небольшую статью «О нападениях петербургских журналов на Пушкина», но напечатана она была лишь через 28 лет в «Русском Архиве». В ней Одоевский защищал своего знаменитого друга от грубых нападок литературных зоилов и , указывал на трудолюбие и образованность поэта. Могучая личность Пушкина не могла не повлиять на Одоевского. После смерти Пушкина Одоевский в течении всего 1837 года участвовал в «Современнике» вместе с кн.Вяземским, Жуковским, Плетневым и Краевским.
В 1846-1861 годах Одоевский состоял на должности помощника директора Публичной библиотеки барона М.А.Корфа и кроме того заведовал Румянцевским музеем.
«Общество посещения бедных»:
По инициативе Одоевского в 1846 году было организовано «Петербургское Общество посещения бедных», цель общества - «удостовериться в настоящем положении жителей Петербурга, обращающихся с просьбой о пособии к разным благотворительным лицам, и организовать правильную помощь действительно нуждающимся». Одоевским был составлен Устав Общества, согласно которого помощь оказывалась в следующем виде:
1.«Престарелых, увеченных больных, сирот и детей бедных родителей помещали в учрежденные Обществом благотворительные заведения или хлопотали о помещении их в благотворительные учреждения на счет частных лиц».
2.«Прочим неимущим доставляли вспомоществование деньгами, одеждой, дровами и т.п. Больным оказывалось врачебное пособие в их жилищах чрез медиков Общества с безденежным отпуском лекарств».
В 1846-1855 годах Одоевский состоял председателем «Общества…», был его душой, посвящал ему все свободное время и все свои средства.
Обширный круг членов общества, привлеченных князем, сразу выделило это общество из ряда других благотворительных учреждений, и создало ему небывалую популярность среди всех слоев населения столицы.
Одоевский привлек в члены «Общества» почти весь аристократический мир столицы: не было ни одного литератора или журналиста, который не был бы членом Общества; его поддерживали финансами знаменитости, лучшие доктора предлагали свои услуги. Огромный список членов «Общества» украшался именами Императорской фамилии, и первым стоял наследник цесаревич Александр Николаевич. Распорядительное собрание прибегало к самым разнообразным мерам, чтобы привести средства «Общества» в блестящее положение. Устраивались балы, концерты, спектакли, картинные выставки, беспроигрышные лотереи. На попечение «Общества» состояло 15 тысяч бедных семейств столицы. Было учреждено три рукодельных кружков, детский ночлег и при нем школа, кузнецовское женское училище, общая квартира одиноких престарелых женщин, семейная квартира, лечебница для приходящих и магазин, где по дешёвым ценам продавали бедным предметы первой необходимости. Но блестящая деятельность «Общества» продолжалось не долго, она возбудила неудовольствие в правительственных сферах. Вначале было запрещено участвовать в «Обществе» военным. А позднее «Общество» присоединили к Императорскому Человеколюбивому Обществу. В 1855 году «Общество посещения бедных» прекратило работу.
Москва:
В 1862 году Одоевский получил назначение – сенатором в Московские департаменты, и переехал в Москву. Все свободное от службы время теперь он посвящал преимущественно музыке. Он сблизился с любителями и знатоками древне русского искусства. По древним нотным рукописям, ему удалось открыть ключ к пониманию старинных «крюковых нот» и таким образом восстановить древние церковные напевы. Он написал несколько небольших брошюр о древней русской музыке, собрал значительное количество старинных нотных рукописей, которые после его смерти были переданы в Московскую консерваторию и в Румянцевский музей.
Творчество:
В 1822-1823 годах Одоевский под псевдонимом Фалалея Повинухина поместил в «Вестник Европы» несколько «Писем к Лужницкому старцу». В них он говорил о дурном воспитании женщин, вредном влиянии иностранных гувернеров, мотовстве дворян, притеснении крестьян разорившимися помещиками, главным образом о невежестве «большого света». В «Письма к Лужницкому старцу», вошла статья под заглавием «Дни досад», - картинка московских нравов, она интересна, как комментарий к «Горе от ума» Грибоедова. Оба сочинения написаны приблизительно в одно время. Арист герой Одоевского отчасти напоминает Чацкого. «Дни досад» понравились Грибоедову, он познакомился с Одоевским и довольно близко с ним подружился. Сходство в убеждениях и одинаково сильная любовь к музыке сблизили молодых писателей. Их связь не прекращалась до самой смерти Грибоедова.
Одоевский близко сошелся в эти года, с другим сторонником шишковского направления в языке и литературе - В.Кюхельбекером, в 1824 году они издали альманах «Мнемозину» в четырех книгах. «Мнемозина» по содержательности мало уступала «Полярной звезде», но распространенность ее была ничтожна. У «Мнемозины было всего 157 подписчиков, однако молодежь полюбила это издание. В «Мнемозину» Одоевской написал восемнадцать статей. Сочинения Одоевского, помещенные в «Мнемозине», первые еще робкие шаги молодого писателя. После выхода в свет последней книжки «Мнемозины» Одоевский замолчал на несколько лет, здесь сказались и события 14 декабря 1825 года.
Тридцатые годы – пик литературного творчества Одоевского.
В 1833 году Одоевский издал «Пестрые сказки», полное название - «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гамозейкою, магистром философии и членом разных учебных обществ, изданные В.Безгласным» . Одоевский, издавая эту книгу, скрыл свое имя и выдал ее под именем Гомозейки. «Пестрые сказки» написаны как подражание Гофману,
так он первый познакомил русскую публику с этим оригинальным писателем. Затем появился целый ряд рассказов и повестей: «Пиранези», «Последний квартет Бетховена», «Город без имени», «Импровизатор», «Себастиан Бах» и многие другие.
Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит бесспорно «Русским ночам» - философские беседы между несколькими молодыми людьми, в которые вплетены, рассказы и повести, отражающие задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Одно из рассуждений Одоевского в «Русских ночах» - философское рассуждение о картах, как об враждебном для человека изобретении, которое стремится развить дурные чувства. Он пишет: «За картами нельзя думать ни о чем кроме карт, и, главное, за картами все равны: и красавец, и урод, и ученый, и невежда, и гений, и умный человек, и глупец: нет никакого различия: последний глупец может обыграть первого философа в мире. Представьте себе наслаждение какого нибудь нуля, когда он может обыграть Ньютона и Лейбница и сказать им: «Да вы, г.Ньютон, играть не умете!...Вы,г.Лейбниц, не умете карт в руки взять!»
В тридцатых годах Одоевский увлекся педагогикой, написал сочинение «Наука до науки», из которого издана небольшая часть под заглавием «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей».
В 1834 году вышла его первая детская сказка «Городок в табакерке», за ней последовали другие, напечатанными большей частью в «Детском журнале». В 1871 году были изданы все детские сказки Одоевского. Достоинства Одоевского, как детского писателя, заключаются в умении выбирать такие сюжеты, которые бы развили детскую фантазию живыми и увлекательными рассказами, изложенные простым языком. К детским сказкам Одоевского враждебно отнеслись славянофилы. Одновременно с выходом в свет первых детских сказок, Одоевский издал «Сборник детских песен», который неблагосклонно был встречен критиками. По отзыву Белинского – «стихи плохи». Сборник более не издавался.
В 1839 году Одоевский участвовал в покупке «Отечественных Записок». В 1843-1848 годах вместе Заблоцким издавал журнал «Сельское Чтение».
Особенность произведений Одоевского состоит в том, что он не дает готовых ответов, а вместе с читателем, мало по малу, шаг за шагом анализирует каждую мысль, каждое явление.
Белинский так оценил творчество Одоевского: «Некоторые из произведений Одоевского можно находить менее других удачными: но ни в одном из них нельзя не признать замечательного таланта, самобытного взгляда на вещи, оригинального слога».
В 50-60 годах Одоевский совершенно оставил свои славянофильские взгляды. Стал поклонником Запада, всецело перешел в лагерь западников.
Личная жизнь:
Одоевский был женат на сестре графа Сергея Степановича Ланского, Ольге Степановне Ланской (Одоевская) которая была старше его на семь лет. Она была для него «истинной спутницей», оберегала его с нежной заботой, в которой материнская тревога соединялась с сочувствием и пониманием.
Более чем скромный по средствам и обстановке дом Одоевского в Петербурге отличался теплым и разумным гостеприимством.
Беспечный во всем, что касалось его лично, Одоевский едва ли не последний, и то случайно, узнал о переводе Румянцевского музея в Москву и о своем увольнении с должности директора, что дало повод его другу С.А.Соболевскому написать на него шутливую эпиграмму:
«Князь, твое отродье – Рюрик
Через двадцать пять колен,
Князь, не то, чтоб князь-мазурик
Из каких-нибудь трухмен:
Князь – не то, чтобы князь всякий:
Русских старшина князей!
Упустил из под опеки
Свой Румянцевский музей.
Ротозей ты, ротозей!»
По воспоминаниям современников Одоевского, он был «небольшого роста, с проницательными и добрыми глазами на бледном, продолговатом лице, с тихим голосом и приветливыми манерами, вооруженный старомодными очками. Дома он часто носил оригинальный широкий бархатный костюм и черную шапочку. Посетителей принимал в кабинете, заставленном музыкальными инструментами, ретортами, химическими приборами, заваленном книгами в старинных переплетах».
У Одоевского были очень скромные материальные средства, но и теми он щедро делился с кем только мог. В Выборгской губернии имел небольшую мызу Ронгас – «кусочек камня посреди воды», но мыза не приносила дохода. Одоевский жил на жалованье, которое получал по службе.
Последние годы:
За три года до смерти, он снова взялся за перо. В статье «Недовольно!» ответил на проникнутое скорбным унынием «Довольно» Тургенева.
Князь В.Ф.Одоевский скончался 27 февраля 1869 года после непродолжительной болезни.
Одоевский погребен на кладбище Донского монастыря в Москве. По желанию Одоевского похороны прошли очень скромно. Над знаменитейшим по происхождению русским человеком не было ни балдахина, ни родовых гербов.
«Перо писателя пишет успешно только тогда. Когда в чернильницу прибавлено несколько капель крови его собственного сердца»… (кн.В.Ф.Одоевский)