У к-поп есть история. Да. Причем она настолько стремительна, что даже прародитель, западный шоу-бизнес, не успевает так быстро меняться. Про нашу эстраду и сказать особо нечего. Если индустрия к-поп – это бурный поток, то в нашем болотце с «популярными» пенсионерами даже свежий ручеек быстро зарастает тиной. Пока мы 20 лет спорим, кто нам нужен – таланты или рентабельные проекты, корейцы выдали и то и другое аж в четырех эпохах.
Поколение первое – странное
О нем кроме самих корейцев мало кто знает и тем более помнит, но у истоков к-поп стояли именно группы и сольные исполнители 90-х и начала нулевых (Со Тайджи и Boys (один из участников позже основал YG Ent.), очень популярные HOT, Shinhwa, SES, Рейн, сам JYP и др.).
Первое поколение чаще всего называют «странным» или «диким» из-за попытки перенять западную модель музыкальных групп. Чаще всего получалось как в сломанном телефончике – пока адаптировали, на выходе было не то, что задумывалось. Складывается ощущение, что Южная Корея просто наблюдала за тем, что делала Америка, и пыталась повторить.
Элементы рэпа, хип-хопа и R&B были чужды корейским слушателям, а потому у Со Тайджи и Boys все еще присутствовали следы корейской музыкальной школы. Основная тема песен – молодость и романтика.
Мужские группы одевались очень похоже на своих западных коллег (таких как Backstreet Boyz, например). Свободная одежда и мешковатые джинсы были основой моды 90-х. Тогда же впервые начали носить школьную форму – тенденция, которая прошла все поколения к-поп. Девушки в большинстве своем одевались просто, роскошные бренды еще не вошли в гардероб айдолов. Женская группа Chakra экспериментировала с этническими концепциями. Музыка этого поколения, если не копировала хип-хоп, то была мягкой и успокаивающей.
А Shinhwa могли «петь» без микрофонов. (на самом деле это был протест против фонограммы). Сейчас айдолы за такие фокусы получили бы ого-го какой нагоняй.
Но вот однажды случилась группа H.O.T. от SM Ent., которая вывела универсальную формулу айдолов: синхронная хореография + запоминающаяся музыка и слова (сюда же английские фразочки) + одежда в одном стиле + красивая внешность (впервые покрасили волосы).
H.O.T. доказали, что у айдолов в Южной Корее большое будущее. А потому новые группы стали появляться как грибы после дождя. В условиях быстро образовавшейся конкуренции, что естественно, айдолы вышли на новый этап.
Поколение второе – золотое
Поколение стало переходным от первых неуверенных шагов нового музыкального жанра до бешенной конкуренции в продажах, просмотрах, стримах. Именно в этот период появляются практически все атрибуты к-поп, кроме разве что соцсетей. Компании выпускают реалити-шоу а-ля «фабрика звезд» и набирают трейни. Собираются группы с большим количеством участников, формируются фандомы, проводятся фан-митинги и камбэки. Айдолы примеряют подготовленные для них образы и становятся настоящими кумирами, за которыми гоняются толпы фанатов.
Это время вижуалов, ведущих танцоров, главных вокалистов и т.д. Лично мне очень жаль, что в современных группах от позиций отказываются. Типа все равны, все профессионалы. Но так не бывает, чтобы айдол во всем был супермегахорош. Даже наоборот: когда пытаешься объять все и сразу, хромает качество. А так, танцует айдол хорошо – отметили его званием «главный танцор». Такая фишка к-поп. И айдолу приятно😊.
Во втором поколении появляются и основные концепции. Мода и стиль становятся квинтэссенцией к-поп. Какие-то группы могли придерживаться одного стиля, как, например, 2PM (звероайдолы), потому что концепция – это не просто одежда и прическа, а публичные образы, стиль музыки и т.п. Другие плюс-минус менялись каждый камбэк.
Ок Тэк Ён из 2PM как-то в интервью говорил, что был горд делить одну сцену с такими легендами к-поп, как Big Bang, Girls’ Generation, SHINee. В нулевых, действительно, сформировались группы, которые потом назовут «королями» (ругаемся, что на нашей сцене куча самопровозглашенных аристократов, но и в к-поп королей, принцев и принцесс хватает😊).
Сейчас, конечно, спорят, что такие группы, как BlackPink или BTS, перебили достижения айдолов второго поколения, а значит, они теперь круче. Так-то да, но Big Bang и прочие остаются лучшими хотя бы потому, что были первыми.
Super Junior стали первыми, у кого появился саб-юнит. Группа дебютировала в 2005 году с 12-ю участниками, что для того времени еще было необычно. В состав саб-юнита «Super Junior-KRY» входят три основных вокалиста.
Мальчиковая группа TVXQ и девичья Girls’ Generation (обе SM Ent.) впервые стали выпускать альбомы с фотокарточками. У TVXQ также появился первый официальный платный фан-клуб с почти миллионом участников. Wonder Girls первыми попали в чарт Billboard.
B.A.P, дебютировав с песней Warrior, выделились визуально: волосы всех мемберов были окрашены в блонд — уникальное и запоминающееся решение.
Все знают, что Big Bang придумали лайтстики. И, по-моему, они же стали первыми называть Сынри макнэ, чтобы не путать с TOPом, так как настоящие имена обоих Сын Хён. А сколько всего BB и остальные сделали в плане музыки, песен и выступлений – не перечесть. Так что если фанаты молодых групп начинают спорить, что кто-то у кого-то подсмотрел, украл, скопировал, то, скорее всего, изначально это вообще придумали BB. Не зря же их называют «айдолами ваших айдолов»😊.
Поколение третье – глобальное
У этого периода есть конкретная дата начала – 5 августа 2013 года, когда вместе с альбомом была официально выпущена песня «Growl» EXO. Клип был снят чуть ли не одним дублем в одной локации, музыка и хореография, по сравнению с сегодняшними, далеко не самые сложные, но тогда это было вау – нечто новое, свежее, современное.
Песня стала культовой (существует около 20 версий от самих Экзо и множество каверов), с ней EXO выиграли дэсан и закрывали ОИ 2018 года в Пхенчане. Группа же приобрела такую популярность, что конкурировала с Big Bang.
Что касается женских групп, то для них третье поколение началось с Twice, когда в 2016 году они выпустили легендарную Cheer Up. С этой песней Twice добились такого успеха, что сменили доминировавших до этого в женском к-поп Girls’ Generation.
Третье поколение очень много сделало для распространения «халлю». Если группы предыдущего поколения покорили Японию и другие страны Азии, то «трешки» вышли на Запад. К к-поп стали не просто присматриваться, о нем заговорили, оценили и полюбили.
Корейская музыкальная индустрия тоже на месте не стояла. Третье поколение удивило разнообразием. Группы становятся многочисленнее, песни острее, хореография сложнее, а концепции интереснее. Как мне кажется, во многом из-за того, что на сцене еще властвовало второе поколении. Молодым группам просто невозможно было пробиться, если они не отличались от других.
Остаются популярными, к примеру, Shinee и Girls’ Generation, но появляются группы, музыку которых в то время никак не назовешь классическим к-поп. Сколько там поджанров хип-хопа в песнях Blackpink? Эксперименты с музыкой и концепция Girl Crush (чувственные девушки-хулиганки) сделали группу очень популярной. Если их Ddu-du Ddu-du еще кто-то не слышал, то How You Like That звучала из каждого утюга.
Очень в этом плане показательна история Mamamoo. Девушки дебютировали в 2014 году и никакой peволюции в к-поп не произвели. Даже наоборот, с ванильно-зефирной концепцией встречалась каждая первая группа. А Хвасу, которая не вписывалась ни в нежный стиль группы, ни в роль милого макнэ, кто только не хейтил. Но все изменилось, когда группа в 2018 году переформатировалась на дерзкий концепт и крутые песни. Вот тут и случился прорыв. Mamamoo стали слушать на западе, где оценили и уникальность Хвасы, добавив группе очков популярности.
BTS поначалу оставались нугу (никем), хотя и дебютировали не как очередной айдол-проект, а как хип-хоп группа со свободой творчества. Тогда в БигХит придумали гениальный ход – создать вокруг группы своеобразное реалити-шоу. Парни выкладывали видео на YouTube, закулисные бэкстейджи, вели влоги и видео дневники, общались с поклонниками через социальные сети и приложения.
До этого айдолы оставались кумирами только на сцене, максимум – снимались в каких-нибудь телевизионных шоу. Теперь же поклонники получили то, чего хотели – увидели, какие их кумиры за кулисами. Конечно же, «вне камер» они тоже оказались милыми и очаровательными. И хотя большинство понимает, что все там тоже по сценарию и называется фансервис, но это работает.
Кроме того, цифровые платформы, особенно в период пaндeмии, были спасением для продвижения и распространения музыки и культуры k-pop. И в это же время происходит как бы расслоение к-поп групп по популярности на западном уровне и внутреннем (я бы еще добавила азиатском) рынке.
Все знают, какого огромного влияния добились BTS на Западе, в том числе и благодаря Dynamite, Butter и PTD. Для нас это к-поп группа №1, но корейцы бы поспорили.
Как-то в Твиттере (по-моему) дискутировали, по каким критериям определяют лидера поколения. Важны не только общие цифры продаж/просмотров/скачиваний, но и популярность именно в Южной Корее, как родине к-поп, количество именно корейских наград, чартов, продаж и т.д.
Среди мужских групп два лидера - для корейцев EXO не менее легендарны, чем BTS. Как и среди девушек Twice, которые довели стандартную устоявшуюся «милую» концепцию до совершенства, ооочень популярны в Корее, хотя в западных странах лидерами 3-го поколения назовут BlackPink.
Спасибо за ваши лайки и комментарии! Просьба - не ссориться, никто не оспаривает заслуг BTS:)
P.S. Фотка на заставке - немножко похулиганить. BP - тоже лучшие!
Продолжение о четвертом поколении тут: