Часть 1 - Восстание декабристов
Часть 2 - Холерный бунт 1831 г. Один против толпы
Император Николай Первый, едва взойдя на престол мог своими глазами увидеть несовершенство российского государственного строя тех лет, так как одной из причин восстания декабристов был бардак и ряд застарелых проблем государственной администрации времен правления Александра Первого. Молодой император, будучи по-хорошему повернутым на наведении порядка в госуправлении и упрочнении государственного строя, сразу понял, что ни о каких реформах, ни о каком улучшении работы государственного аппарата не может идти и речи, пока не устранена противоречивость и нестабильность законодательной базы Российской империи, из чего проистекали многие проблемы государства, в том числе коррупция и низкий уровень законности. Разумеется, он не был первым из правителей России, кому бы пришла в голову светлая мысль систематизировать правовые акты государства, скопившиеся со времен Соборного Уложения (1649 г.) и привести их в удобоваримый и понятный формат. Различные кодификационные комиссии создавались и вели свою работу на протяжении всего XVIII и начала XIX в. Однако ни одна из них не имела успеха по тем или иным причинам.
В качестве главы новой комиссии император решился привлечь старого реформатора, человека, которого сам Наполеон называл «единственной светлою головою России», участника ряда комиссий по изменению законодательства времен императора Александра Первого – графа Михаила Михайловича Сперанского. Ради столь важного и трудоемкого дела ему были даже прощены связи с декабристами и весьма либеральные для тех лет взгляды. Сперанский с ходу взялся за работу и уже в 1826 г. представил императору 2 записки: «Краткое историческое обозрение Комиссии составления законов» и «Предложения к окончательному составлению законов». Во второй записке Сперанский предложил свой план работ по систематизации законодательства. Он считал, что следует возложить на комиссию обязанность в течение двух лет разработать проекты сводов законов гражданских, уголовных, полицейских и хозяйственных (под сводом Сперанский понимал соединение законов в определённом порядке), а также осуществить издание полного собрания законов в хронологическом порядке. Одновременно следовало приступить к составлению гражданского и уголовного уложений (они объединялись под наименованием «законов судебных»). В свод должны были войти существующие законы без изменений, но с исключением всех недействующих правил, a уложение распространялось только на гражданское и уголовное законодательство и предполагало переработку законов с дополнением их новыми нормами. Николай, в целом согласился с идеями Сперанского, но предложил изменить порядок систематизации. По его мнению, следовало перво-наперво собрать и привести в порядок существующие законы. Также император взял разработку Полного Собрания Законов и Свода законов Российской империи под свой прямой контроль, упразднив Комиссию составления законов и образовав для этого Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
12 юристов, канцеляристов, писцов, архивариусов рыскали по хранилищам Петербурга и Москвы в поисках всевозможных законов и установлений прошлых лет, написанных порой на уже пожелтевших пергаментах, изъеденных крысами и пропахших плесенью. Над этим делом корпели профессора Царскосельского лицея Константин Арсеньев, Александр Куницын, Валериан Клоков и его лучшие выпускники – Дмитрий Замятин, Александр Илличевский и Модест Корф. Сам император также участвовал в разработке, контролируя ход работы и исключая из окончательного Свода сомнительные материалы. Работа была завершена за 4 года и уже в 1830 г. было издано Первое собрание законов за период с 1649 по 1825 год, состоявшее из 45 томов, в которые вошли 30920 актов, расположенных в хронологическом порядке. В дальнейшем Полное Собрание законов продолжало выходить ежегодно вплоть до 1917 года. Параллельно группа Сперанского подготовила и «Свод законов Российской империи», которые включал в себя только действовавшие на тот момент законы, имел тематический порядок расположения и несколько сокращенное изложение законов без изменения их смысла. Свод состоял из 15 томов (примерно 42 тысячи статей). Нормативно-правовой материал Свода законов был разделен на 8 крупных отделов (книг), примерно совпадающих с современными отраслями права: гражданским, административным, уголовным и так далее. Каждый том Свода представлял собой самостоятельное собрание правовых норм, имеющее единую для всего тома нумерацию статей. Cвод законов был напечатан в 1832 году, а в январе следующего года был представлен на рассмотрение Государственного совета. 19 января 1833 г. Свод был одобрен и принято постановление о его вступлении в законную силу с 1 января 1835 г.
Проведенная в 1826-1833 гг. императором и командой Сперанского систематизация законодательства ознаменовала собой новый этап в развитии русского права. Впервые законодатель получил в свои руки максимально полный структурно изложенный свод действующих законов, имеющий четкую и продуманную теоретическую и практическую основу. Тот факт, что законодательные акты, ранее разбросанные по разным источникам, неполные и внутренне противоречивые были объединены в один документ, доступный для изучения каждому, крайне благотворно повлиял на развитие правовой культуры в русском обществе. По мнению юриста Митрофана Шимановского, «только с изданием Свода народ узнал так или иначе, что такое закон, где его начало и где его конец». Государь-император, с самого начала пристально следивший за работой команды Сперанского тоже крайне высоко оценил титанический труд группы юристов и, в первую очередь, ее главы. На заседании Государственного Совета, на котором было принято постановление о принятии Свода законов, Николай Первый под верноподданические аплодисменты запечатлел монарший поцелуй на челе графа Сперанского, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил на Михаила Михайловича, что и было запечатлено на барельефе памятника Николаю Первому на Исаакиевской площади.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.