Часть 1 - Восстание декабристов
В 20-30-е гг. XIX в. в России с разной степенью регулярности возникали эпидемии холеры. Первый случай заболевания был выявлен в Астрахани в 1823 г. Командированный туда из Петербурга врач-педиатр Степан Хотовицкий прожил в Астрахани 2 года, подробно изучил болезнь и выработал комплекс мер по профилактике холеры. Эти меры впоследствии стали классикой — гигиена жилища, контроль водоснабжения, дезинфекция, профилактические диеты и контроль питания... Казалось, что новую эпидемию страна встретит в полной готовности, но астраханское поветрие кончилось как бы само собой и рекомендации Хотовицкого остались достоянием лишь узкого круга специалистов. Тем временем, весной 1830 г. из Индии через Волгу холерное моровое поветрие пришло в Россию. Сперва оно поразило Астрахань, затем, продвигаясь все дальше на север по реке, Саратов, Самару, Казань, Нижний Новгород, где умирало по 300 человек в день (в одном Саратове во время этой эпидемии умерло 10 тысяч человек). К лету холера поразила обе столицы.
Для ликвидации морового поветрия поступило распоряжение устроить особые холерные больницы, завести кареты для перевозки больных, были составлены особые карантинные правила, разосланные домовладельцам обоих столиц, на заставах создавались карантины. В пользу властей играл тот факт, что на дворе было лето и многие знатные и богатые горожане выехали на свои пригородные дачи и усадьбы и города стояли полупустыми. Однако здесь в ход дела вмешались слухи. Народ, принудительно оставшийся жить в городе, был ожидаемо недоволен новыми правилами, у многих возникали вопросы к тому что все богатые уехали, а их заставляют сидеть безвылазно в столицах, некоторые обладатели богатой фантазии стали распускать слухи о том, что, мол, никакой холеры в природе нет, людей просто травят какими-то смесями, которые подливают в воду и в растения на огородах. Другие стали говорить, что это де власти решили сократить население и для этого кладут в больницу здоровых вместе с больными, тем самым уничтожая собственное население. Не сказать, чтобы у последнего совсем не было оснований, хотя конечно никто не уничтожал собственный народ – в дело вступал самый обычный эксцесс исполнителя, когда полицейские, неправильно проинтерпретировав правила, ловили совершенно здоровых людей (иногда пьяных) и помещали их в больницы рядом с больными. Народ предсказуемо возмутился сложившейся ситуацией и начались погромы. Доставалось всем, по мнению простого люда, мог быть причастен к распространению морового поветрия: громились больницы и аптеки, врачей (особенно иностранцев) избивали или даже убивали, людей, выходящих из аптек с какими-то непонятными склянками либо избивали либо заставляли выпить содержимое бутыльков (иногда все вместе и одновременно), кареты с больными принудительно останавливались, из них вытаскивали больных и разносили по домам, тем самым еще больше распространяя заразу. Центром народного буйства в Санкт-Петербурге стала Сенная площадь и Апраксин переулок. В городе царила анархия и власти ничего не могли с этим поделать.
Император Николай Первый в начале эпидемии с семьей выехал в Царское село, чтобы избежать заражения самому и не подвергать опасности никого из близких. Впрочем, уже совсем скоро стало ясно, что ему придется последовать примеру своего предка Петра Первого и идти самолично ликвидировать угрозу здоровью подданных и безопасности страны. Осознавая, что взбесившуюся чернь унять одним только «добрым словом» вряд ли удастся, Николай Первый взял с собой и «пистолет» - с ним в город вошли Саперный батальон, Измайловский батальон и взвод жандармов. Войдя в город, император обнаружил, что чернь столпилась на Сенной площади и, посреди многих других бесчинств, бросилась с яростью рассвирепевшего зверя на дом, в котором была устроена временная больница. Здание было разгромлено, врачи большей частью перебиты, больные изранены и выброшены на улицу. На улицах Петербурга в те дни бесчинствовало до трети населения города. Что же происходит далее? В 11 утра 5 июля 1831 г. толпу, собравшуюся у Спасской церкви на Сенной площади как будто пронял электрический ток – в середину сборища выехала коляска, в которой сидел сам император. В воздухе загремело «ура» и полетели в воздух шапки. По свидетельству шефа жандармов Бенкендорфа, император, остановившись против церкви, встал во весь свой гигантский рост (205 см), снял головной убор, перекрестился на церковь и громовым голосом обратился к народу:
«Православные, что вы делаете? Забыли Бога! Забыли обязанности ваши и производите беспорядки! На колени!»
Вся эта многотысячная толпа, сняв шапки, тотчас приникла к земле. Тогда, обратясь к церкви Спаса, он сказал:
«Я пришел просить милосердия Божия за ваши грехи; молитесь Ему о прощении; вы Его жестоко оскорбили. Русские ли вы? Вы подражаете французам и полякам; вы забыли ваш долг покорности мне; я сумею привести вас к порядку и наказать виновных. За ваше поведение в ответе перед Богом – я. Отворить церковь: молитесь в ней за упокой душ невинно убитых вами»
Эти мощные слова, произнесенные так громко и внятно, что их смогла расслышать вся огромная площадь возымели магический эффект. Вся многотысячная толпа, еще недавно готовая разорвать кого-угодно, утихла, опустила глаза перед грозным повелителем и в слезах стала креститься. Государь, также перекрестившись, добавил:
«Приказываю вам сейчас разойтись, идти по домам и слушаться всего, что я велел делать для собственного вашего блага»
Толпа благоговейно поклонилась царю и поспешила повиноваться его воле. Эта сцена и была запечатлена на памятнике.
Разумеется, одним этим поступком весь Холерный бунт подавлен не был: осталось еще много работы как для войск и жандармов, вошедших в город вместе с государем, так и для самого царя, который принялся участвовать в усмирении холерных восстаний в Москве и на Новгородчине. Император будет встречаться с народом, посещать карантины и больницы, несмотря на смертельную опасность. В итоге, по свидетельству Бенкендорфа, царь все-таки заразится холерой, однако, выдержав положенный карантин, как ни в чем ни бывало вернется к исполнению своих обязанностей.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.