Пассажиры слышали инструктаж по технике безопасности тысячу раз, но, возможно, никогда не задумывались, что стоит за каждым правилом. Два из них вызывают больше всего вопросов.
Почему так важно надеть кислородную маску сначала на себя, прежде чем помогать кому-то другому, и почему спинка сиденья и столик с подносом должны быть готовы к посадке? Какой вред может быть причинен, если это не так? Конечно, есть объяснение обоим этим вещам.
«Люди просто не понимают этого, но мы просим соблюдать эти правила не просто ради прихоти», — говорит Рейчел Армстронг, вице-президент профсоюза работников транспорта Local 577 и профсоюза бортпроводников Allegiant Air.
В случае необходимости сначала надо надеть свою собственную кислородную маску. Это требование связано с тем, что при декомпрессии салона самолета содержание кислорода значительно снижается. На большой высоте у вас может быть всего несколько секунд, чтобы подключиться к дополнительному кислороду, прежде чем у вас начнут проявляться симптомы кислородного голодания, среди которых и потеря сознания. Если вы потратите время на то, чтобы помочь кому-то другому надеть маску, вы можете потерять сознание прежде, чем сможете надеть свою собственную.
Даже самая самоотверженная мать в мире должна сначала надеть свою собственную маску, ведь от нее никому не будет особой пользы, если она умрет от гипоксии.
Существует ошибочное мнение, что опасность неправильного расположения спинок сидений или неубранных столиков с подносами заключается в том, что кто-то может получить травмы во время жесткой посадки. На самом деле причина кроется в другом: все это может стать препятствием для эвакуации в чрезвычайной ситуации.
«В прошлом было много инцидентов, когда пассажиры не прислушивались в чрезвычайных ситуациях, и это приводило к смерти», — сказала Армстронг. Во время эвакуации важна каждая секунда, и любые задержки с выходом из самолета увеличивают риск не выжить в авиакатастрофе.
Почему инструктажи по технике безопасности в авиакомпаниях не очень подробные?
«В какой-то момент, если человек получается за раз слишком много информации, она просто вылетает в другое ухо, потому что иногда у людей мозги как у золотой рыбки», — говорит Армстронг.
Но помимо неспособности людей усваивать большое количество информации, более подробный инструктаж по технике безопасности может сделать путешественников более встревоженными перед полетом.
Доктор Адам Борланд, клинический психолог из Кливленда, уверен, что многие люди испытывают стресс, когда путешествуют, и дополнительная информация о потенциальных авиакатастрофах может усугубить этот стресс.
«Возможно, есть люди, которые хотят знать каждую деталь, а есть и те, которые не хотят ничего знать», — сказал врач.
Армстронг добавила, что многие чрезвычайные ситуации на борту самолета происходят на удивление быстро. Например, если у самолета отказало шасси, пилоты обычно узнают об этом задолго до приземления. Это дает бортпроводникам время для проведения более подробного инструктажа пассажиров с учетом конкретной ситуации, который обычно более эффективен, чем общая презентация, проводимая в начале каждого полета.
Что еще должно быть в инструктаже по технике безопасности?
Армстронг также подчеркнула, насколько серьезной помехой могут стать ручные сумки при эвакуации. По ее мнению, на инструктажах по технике безопасности должны более четко говорить об этой опасности.
«Не берите свои вещи. Пока вы собираете свои вещи, кто-то может погибнуть», — сказала она.
Пассажиры, оставившие свою ручную кладь, стали важным фактором стопроцентной выживаемости на самолете A350 авиакомпании Japan Airlines, разбившемся в Токио.
Также она сказала, что пассажиры должны понимать, насколько важно обращать внимание на знак «пристегните ремни безопасности».
«В августе у нас был ужасный инцидент с турбулентностью. У нас были три стюардессы, которые ударились головами о потолок и сломали лодыжки, — сказала она. — Если вы взлетите в воздух, есть большая вероятность, что вы причините вред кому-то еще. Вы сами представляете самую большую угрозу для себя в условиях турбулентности».
Как справиться с тревогой во время полета?
Борланд сказал, что тревога, связанная с полетами, чрезвычайно распространена, и важно понимать, что вы не одиноки, если испытываете ее.
«Полезные отвлекающие факторы — это книга, фильм, подкаст, чтение, работа над каким-то проектом, — говорит психолог. — Если вы не займете себя, а будете просто сидеть сложа руки, то у мозга будет возможность начать думать о самом плохом сценарии».
Психолог добавил, что вам следует проконсультироваться с профессионалом, если ваше беспокойство во время полета действительно изнуряет. Он рекомендовал бы авиакомпаниям рассмотреть возможность признания этой распространенной проблемы и использования некоторых методов релаксации в своих объявлениях или развлекательных программах на борту. В некоторых авиакомпаниях на экранах спинок сидений размещаются видеоролики с упражнениями по медитации и глубокому дыханию, которые могут помочь именно с такого рода проблемами.