Найти тему

Прорыв "Линии Бар-Лева". Египетское инженерное чудо.

Эпизод "Панорамы войны 6 октября" (October war memorial). Египетские саперы размывают песчаные стены Суэцкого канала для организации проходов для техники. Изображение из открытых источников.
Эпизод "Панорамы войны 6 октября" (October war memorial). Египетские саперы размывают песчаные стены Суэцкого канала для организации проходов для техники. Изображение из открытых источников.

Забегайте к нам в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

Построенная на Синае оборонительная «линия Бар-Лева» долгое время считалась уникальным по своим масштабам оборонительным комплексом, включавшим в себя как водную преграду в виде Суэцкого канала, так и инженерные сооружения, воздвигнутые израильтянами в наиболее опасных местах. Израильтяне демонстрировали укрепления каждому заезжему военному эксперту и все они объявляли их непреодолимыми. Любопытно, что сами израильские военные не были столь оптимистичны. Генерал Моше Даян не исключал возможности форсирования египтянами канала, но только при содействии европейских или советских специалистов.

Наибольшим препятствием на пути форсирования считалась песчаная насыпь, возвышавшаяся над водной гладью на 20 метров и имевшая в основании столько же метров в толщину. Песчаный вал поднимался из воды под углом 45-65 градусов в зависимости от прочности насыпи. В нижней части он был усилен поясом бетонных плит высотой до 3 метров над уровнем канала, для защиты сооружения от размытия. То есть египтяне вполне могли загнать плавающую технику в воду, навести понтонные переправы, но выбраться на другой берег без организации проходов для машин было невозможно.

Вид на песчаные валы со стороны египетских позиций. Фото из открытых источников.
Вид на песчаные валы со стороны египетских позиций. Фото из открытых источников.

Таким образом, в период подготовки к военной кампании 1973 г., перед египетским командованием в полный рост встала сложная инженерная задача, к которой нужно было подобрать ключ. Задача усложнялась тем, что форсирование канала планировалось производить на максимально широком фронте. В этом случае доминирующая на поле боя израильская авиация лишались возможности наносить удары по войскам, сосредоточенным в узких местах перед преодолением водной преграды. Кроме того, если бы противник решил контратаковать штурмовые части по всему фронту, его силы были бы также растянуты, что только увеличивало эффективность египетских танкистов и расчётов ПТУРС. А в случае сосредоточения израильтянами усилий на отдельном секторе или даже уничтожении одной из штурмовых группировок, остальные силы могли беспрепятственно вести наступление.

К западу от Каира была построена копия одного из участков израильских укреплений, и египтяне начали «мозговой штурм». Изначально предполагалось, что форсирование канала начнут пехотные части. Они должны были обеспечить огневое прикрытие инженерных подразделений, двинувшихся вслед за ними на надувных лодках. Сапёры с лопатами углублялись в насыпь и закладывали взрывчатку. Затем укрепления подрывались, а в местах обвалов организовывались проходы для техники. Замысел предусматривал поглубже зарыться в песчаную насыпь, заложить побольше взрывчатки и снести взрывом массив песка. Однако последующие расчёты и апробация плана на практике показали, что это так не работает.

Форсирование Суэцкого канала египетскими войсками 6 октября 1973 г. Изображение из открытых источников.
Форсирование Суэцкого канала египетскими войсками 6 октября 1973 г. Изображение из открытых источников.

Оказалось, что выкопать в песке глубокую яму невозможно: песок подобно воде осыпался и сводил на нет все усилия саперов. Было известно, какой ширины нужно проделать проходы для машин. Простая арифметика показывала, что для организации одного прохода саперы должны будут удалить более 2 000 куб. м. песка, копая вручную или при помощи бульдозеров, если их ещё удастся переправить.

Проведённые учения показали, что это ещё и опасно. Никто не понимал, как в разгар боя совместить по времени взрывы, производимые саперами и переправу пехоты, чтобы в решающий момент штурмовые части не оказались в зоне действия подрывов. Единственным решением было отложить взрывы, пока не переправится вся пехота. Но это задержало бы наведение мостов и паромных переправ, по крайней мере, на четыре часа, что означало смертельный риск для пехоты, вынужденной отражать танковые контратаки противника полагаясь только на свои скромные возможности.

Египетские саперы размывают насыпь Суэцкого канала при помощи водометов. 6 октября 1973 г. Фото из открытых источников.
Египетские саперы размывают насыпь Суэцкого канала при помощи водометов. 6 октября 1973 г. Фото из открытых источников.

Наконец в результате нехитрых расчётов выяснили, что этот способ слишком дорого обойдётся в живой силе и материальных ресурсах. Чтобы проложить дорогу технике требовалось 60 саперов, бульдозер, 225 кг взрывчатки и пять-шесть часов непрерывной работы под огнём противника, итого 1 200 человеко-часов для пробития одного прохода. Но такие группы солдат неизбежно станут целью для огня артиллерии и авиации противника. В результате план был признан нереалистичным.

Начальник египетского Генерального штаба генерал Саад аль-Шазли, досконально вникавший во все детали операции, поставил задачу командиру корпуса инженерных сил генералу Гамалю Али изыскать новые подходы к решению проблемы. Практически сходу молодой египетский инженер Баки Заки Юсеф предложил размывать проходы при помощи водяных пушек (водометов). Это было блестящее и простое решение. Способ применялся для размытия грунта при строительстве Асуанской плотины, хотя там использовалась тяжелая насосная техника. Здесь же требовались более лёгкие насосы, которые можно переправить через канал на надувных лодках.

Египетские (АРЕ) военнослужащие запускают переносной генератор для проведения работ по размытию песчаных стен Суэцкого канала, Война Судного дня, октябрь 1973 г. Фото из открытых источников.
Египетские (АРЕ) военнослужащие запускают переносной генератор для проведения работ по размытию песчаных стен Суэцкого канала, Война Судного дня, октябрь 1973 г. Фото из открытых источников.

В июне 1971 г. было проведено испытание нового способа с использованием трёх водяных насосов английского производства, привезённых из разных мест. Способ оказался крайне эффективным. Чтобы смыть один кубический метр песка, нужен всего один кубический метр воды. Так египтяне смогли легко рассчитать, сколько и какого оборудования нужно для достижения цели, а английские производители получили неожиданно выгодный заказ на несколько десятков насосов. Пробные испытания показали, что пять водяных пушек могут за три часа промыть проходы в 1500 куб. м песка. Позже в Германии закупили еще 150 мощных насосов. Используя два немецких и один английский водомет, даже с учётом противодействия противника, египтяне оказались способны проделывать проход за два часа.

На практике дело обстояло следующим образом. В 14:20 6 октября 1973 г. под прикрытием дымовой завесы и артиллерийского огня первый эшелон египетской пехоты форсировал канал и поднялся по приставным лестницам на насыпь. За передовыми частями последовали инженерные взводы, переправившие на паромах водяные насосы, при помощи которых сразу же приступили к размытию вала мощными потоками воды. В 18:30 саперам удалось пробить первый проход в песчаной стене, а к 20:30 количество таких проходов достигло шестидесяти. К этому времени через канал были наведены понтонные переправы и тяжёлая техника по специально обустроенным аппарелям взбиралась на крутой берег, уходя вглубь израильской обороны.

Форсирование Суэцкого канала 1973 г. Фото из открытых источников.
Форсирование Суэцкого канала 1973 г. Фото из открытых источников.

Подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.

В продолжение истории арабо-израильских войн читайте:

КАК МОТИ АШКЕНАЗИ ОБОРОНЯЛ ФОРТ "БУДАПЕШТ". Часть 1.
КАК МОТИ АШКЕНАЗИ ОБОРОНЯЛ ФОРТ "БУДАПЕШТ". Часть 2.

Забегайте к нам в телеграм:
https://t.me/fogofwarcannel