Найти тему
Секреты Старого Китая

О происхождении боевых молотов в Поднебесной

Картина времен империи Мин, где охрана с боевыми молотами расчищает путь перед императором («出警入跸图» Chūjǐng rù bì tú).
Картина времен империи Мин, где охрана с боевыми молотами расчищает путь перед императором («出警入跸图» Chūjǐng rù bì tú).

Подписчики попросили рассказать о боевых молотах, так как есть устойчивая легенда, что это оружие (как простое в изготовлении) пришло в Поднебесную из Великой степи, от кочевых племен.

Вопрос это достаточно дискуссионный, так как до привычного нам боевого молота чуй (锤 chuí) или булавы «золотая тыква» (金瓜 jīnguā) было подобное оружие типа кувалды с одноименным названием, но записываемое другим иероглифом (椎 chuí). Его использовала конница северных этнических меньшинств в боях против конников Центральных равнин.

Это оружие было простым в изготовлении, поэтому распространяется в годы империи Тан, когда были времена тяжелой доспешной конницы, но так и не став столь же распространенным, как ударно дробящий цзянь (锏 jiǎn), представлявший собой металлический четырёхгранный прут с гардой и рукоятью.

В годы последующей империи Сун это уже скорее церемониальное оружие, известное как булава «золотая тыква» (金瓜 jīnguā), так как их покрывали золотом, ибо это было и указанием на статус охраняемой особы - количество охранников с булавами определялось положением в иерархии. Кроме того, такую булаву активно использует для различных наказаний или казни преступников.

В начале 1970-х годов в провинции Шаньдун при раскопках гробницы времен Мин были обнаружены деревянные статуэтки с молотом "золотая тыква", древко которых на треть превосходит рост человека, поэтому они использовались для церемониальных задач, а не на поле боя.
В начале 1970-х годов в провинции Шаньдун при раскопках гробницы времен Мин были обнаружены деревянные статуэтки с молотом "золотая тыква", древко которых на треть превосходит рост человека, поэтому они использовались для церемониальных задач, а не на поле боя.

В военном трактате «Тайбай инь цзин» (太白阴经 Tàibái yīn jīng) времен империи Тан приводится интересное замечание: конница Тан оснащена молотом и боевым топором, но на центральных равнинах конный бой по-прежнему ведется копьем и саблей.

Боевые молоты из трактата «Общие сведения о боевых искусствах» - «Уцзин цзунъяо» (武經總要 Wǔ jīng zǒng yào), китайский военный трактат, изданный в 1044 году в империи Северная Сун, на канале был подробный рассказ про этот важный трактат. Благодаря цифровизации древнекитайских трактатов он тоже есть в открытом доступе.
Боевые молоты из трактата «Общие сведения о боевых искусствах» - «Уцзин цзунъяо» (武經總要 Wǔ jīng zǒng yào), китайский военный трактат, изданный в 1044 году в империи Северная Сун, на канале был подробный рассказ про этот важный трактат. Благодаря цифровизации древнекитайских трактатов он тоже есть в открытом доступе.

В любом случае, к временам империи Мин это уже достаточно распространенное оружие, входящее в канон из «девяти длинных и девяти коротких» видов оружия (九长九短 Jiǔ zhǎng jiǔ duǎn). Именно с этого периода сохранилось достаточно много экземпляров этих боевых молотов.

Размер ударной части обычно 6-8 см, рукоять около 50 см, а всё оружие редко было тяжелее 5 кг, обычно легче.
Размер ударной части обычно 6-8 см, рукоять около 50 см, а всё оружие редко было тяжелее 5 кг, обычно легче.

Наиболее распространённым вариантом становится лигуа - булава с удлинённым круглым набалдашником (立瓜 lìguā), хотя в годы империи Юань называлась иначе (卧瓜 wòguā), но в любом случае общим признаком был набалдашник в форме тыквы. Такая форма ударной части позволяла снизить общий вес оружия, по сравнению с тем же ударно-дробящим цзянем, сохраняя при этом ударную мощь этого оружия, что было важно в противостоянии с противником в тяжелых доспехах.

Молот времен империи Цин с гардой для защиты кисти руки.
Молот времен империи Цин с гардой для защиты кисти руки.

В годы империи Мин активно развивается огнестрельное оружие, что снижает значимость тяжелых доспехов, и разное ударно-дробящее оружие постепенно практически исчезает из армии. Однако такая булава стала популярна в Мире Цзянху - благодаря своей компактности и возможности скрытого ношения, поэтому это оружие сохранилось в школах ушу и до наших дней.

Дм. Моисеев, СПб