2K подписчиков

Как воспитать в ребёнке инициативность?

Современным родителям часто приходится выбирать между «научить» или «сделать самим». И зачастую останавливаются на втором варианте, чтобы сэкономить время и получить предсказуемый результат. Однако в этом случае происходит подавление самостоятельности ребёнка. А позже мы сокрушаемся: он у меня такой несамостоятельный. Ведь если родитель будет постоянно носить ребёнка на руках с рождения, он не научится ходить.

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com

Если мама чрезмерно опекает своё чадо, сложно разобраться в вопросах самому, если родители решают, с кем дружить, ребёнок не научится эффективно выстраивать отношения и разбираться в них сам. Если ребёнок не будет самостоятельно строить отношения со сверстниками и участвовать в спорах, он никогда не научится эффективно решать конфликты. Помощь родителей – это хорошо, но главная ценность – научить ребёнка верить в свои силы.

Как родителю понять, что его ребёнок стал самостоятельным – наступил его «час икс»? Сразу можно предупредить – никак. Процесс становления самостоятельности непрерывен. При гиперопеке он идёт медленно, будет в различных временных промежутках совсем останавливаться, затем двигаться вновь с различным темпом. Зависит это от того, как родитель направляет ребёнка, следит за количеством его дел, доверяет ему новые функции, понимает и распределяет те зоны, где ребёнок уже самостоятельно справляется, а где необходимо ещё поработать.

Родителям необходимо понимать, что самостоятельность ребёнка такой же навык, как любой другой. Например, устный счёт. Если двигаться в определённом, комфортном для ребёнка темпе, не бояться ошибаться, исправлять ошибки, доводить навык до определённого уровня и переходить на другой более сложный, навык будет формироваться. Если нет – то формируется привычка вести себя безответственно и не проявлять самостоятельности.

Выделяются две основные причины, которые тормозят развитие самостоятельности ребёнка:

1. Раннее, преждевременное приучение к самостоятельности.

Если ребёнка заставлять делать то, к чему он пока не готов в силу возраста, у него возникает ярко выраженное чувство тревожности и выработка навыка резко замедляется. Конечно, можно научить ребёнка вести себя определённым образом, но это будет скорее имитация, а не закреплённый навык. Родитель не может заставить организм ребёнка повзрослеть быстрее (мы же не можем заставить дерево расти быстрее, постоянно вытягивая его ветки) – необходимо понимать физиологические периоды и не заставлять ребёнка выполнять непосильные функции. Навыки формируются и закрепляются только по мере естественного взросления и физиологического развития мозга.

2. Чрезмерная родительская опека.

Родители очень часто пресекают попытки ребёнка проявить его самостоятельность. Доходит до абсурда: родители стараются все сделать за ребёнка – налить воду, почистить рыбу от костей, собрать портфель в школу, одеть – так же быстрее и аккуратнее. Ещё пример: ребёнок-дошкольник (или младший школьник) пишет письмо Деду Морозу, старается и гордо показывает его маме или папе. Зачастую перфекционизм родителей заставляет их нахмуриться, увидеть кучу ошибок, неаккуратный текст и … заставить ребёнка переписать письмо (ведь Дед Мороз не любит ошибок и помарок в тексте). Что мы получаем – самостоятельность откатилась назад на неопределённое время, ребёнок будет бояться проявить её.

Эти причины не воспитывают в ребёнке самостоятельность, не формируют навыки и не дают реального опыта (как позитивного, так и негативного).

По заверениям психологов, чаще всего несамостоятельный ребёнок растёт в семье, где родители тотально контролируют ребёнка. Ещё 20-30 лет назад дети после получения аттестата сами приходили в приёмную комиссию вузов. Сегодня с ребёнком-абитуриентом в приёмной комиссии находятся мама, папа, бабушка. Все вместе пишут заявление о приёме, заселяются в общежитие, готовят еду. А впоследствии родители жалуются на инфантильность и несамостоятельность своих детей.

Что же делать? Важно не путать самостоятельность ребёнка с инициативностью, хотя эти понятия очень схожие.

Отличительным фактом является то, что проявление самостоятельности зачастую бессознательное, импульсивное (это потребность ребёнка). Инициатива – это осознанное явление: ребёнок планирует и просчитывает будущие шаги; и возможна она только при определённом уровне развития мышления, памяти, воли, умения планировать действие.

Инициатива ребёнка – это стремление организовать игру самостоятельно, он умеет распределить роли, взять на себя ответственность, может найти занятие, соответствующее своему желанию, предложить интересное дело своим друзьям и сверстникам. И вырастает инициатива из навыков самостоятельности.

Советы родителям для формирования самостоятельного и впоследствии инициативного ребёнка:

  • Не перегружайте ребёнка делами и занятиями. Как там у Агнии Барто: «… драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота. За кружок по рисованью тоже все голосовали». У современных детей не остаётся времени поскучать, поискать занятие самостоятельно. Перегруженный распорядок, увы, задушит любую инициативу.
  • Ребёнок должен иметь право решать самому, что делать. Мудрый родитель задаёт рамки и даёт возможность ребёнку право выбора. Что надеть, куда поехать, что купить. Предоставляйте этот выбор ребёнку чаще.
  • Умейте иногда ослабить свой контроль. Не надо постоянно комментировать действия ребёнка (ругать, хвалить). Путь ребёнок понимает, что могут быть правильные и неправильные действия (пусть забудет тетрадь с домашним заданием, получит негативный опыт, в следующий раз будет помнить), ищет самостоятельно решения и предлагает выходы из сложных ситуаций. Да, родителю желательно подсказывать, объяснять, направлять, но не делать за ребёнка всё самому.
  • Разрешите ребёнку сделать выбор, даже если он вам не нравится. Вы хотите музыкальную школу, а ребёнок выбирает бокс. Не настаивайте, пусть попробует. И не злорадствуйте, если не получается, наоборот, поддержите и не позволяйте сразу бросить начатое дело, ребёнок получит полезные навыки, укрепит силу воли и характер.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

Современным родителям часто приходится выбирать между «научить» или «сделать самим». И зачастую останавливаются на втором варианте, чтобы сэкономить время и получить предсказуемый результат.-2

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.