Найти тему
Олег Жуков

Почему в регионах сложилась катастрофическая ситуация с состоянием многоквартирных домов? И причем тут Фонд Модернизации?

С 01.01.2024 г были установлены новые тарифы по минимальным размерам взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области.
Для домов:
- категории выше девяти этажей минимальный размер взноса стал в размере 10,25 руб. с кв. м.; (был 9,86 руб. с кв. м.)
- категории от пяти до девяти этажей включительно – 10,38 руб. с кв. м.; (был 9,98 руб. с кв. м.)
- категории до пяти этажей – 10,49 руб. с кв. м. (был 10,09 руб. с кв. м.)

_________
На первый взгляд очередное повышение минимального размера взноса по капитальному ремонту может показаться привычным моментом.

Кто-то скажет, что виной всему инфляция. Постоянный рост цен на строительные материалы, услуги и трудовые ресурсы.

Кто-то скажет, что с течением времени старые дома требуют более обширных ремонтных работ, а это, естественным образом, повлияет на увеличение затрат по капитальному ремонту.

Можно сослаться ещё на много различных факторов, которые так или иначе способны повлиять на увеличение стоимости капитального ремонта и соответственно, на последовавшее за этим увеличение минимального взноса на капитальный ремонт.

Но главная причина постоянного увеличения минимального взноса на капитальный ремонт лично мне видится совсем в другом.

В 2013 году в Ульяновской области был создан государственный Фонд модернизации. Основной целью создания этой структуры являлось финансирование модернизации и реконструкции многоквартирных домов, а также обеспечение жильцов улучшенными условиями проживания.

Основными видами деятельности должны были быть:
1.Финансирование капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов;
2.Предоставление жителям многоквартирных домов возможности получения финансовой поддержки на проведение капитального ремонта жилых помещений;
3.Оказание консультационной помощи жильцам по вопросам капитального ремонта и модернизации жилых помещений.


Идея заключалась в следующем.

Каждый дом платит минимальный размер взносов по капитальному ремонту на свой собственный расчётный счёт, который был открыт в Фонде модернизации.

Все многоквартирные дома Ульяновской области были включены в очередь на капитальный ремонт на основании следующих принципов:
- управляющие компании подавали заявки в Фонд модернизации на проведение капитального ремонта и модернизации домов;
- Фонд проводил оценку состояния заявленных домов, определял необходимый объём работ и оценивал степень их приоритетности;
- на основании результатов оценки состояния домов и других критериев (количество жильцов, социальная значимость дома и т.д.) Фонд формировал приоритетную очередь из многоквартирных домов, которым должны были выделяться финансы на капитальный ремонт.


Следующий этап включал в себя согласование проекта всеми заинтересованными сторонами и конечное утверждение Фондом сформированной очереди, после чего, собственно, и начинался процесс финансирования и проведения капитального ремонта и модернизации выбранных домов согласно утверждённой очерёдности.

Именно по такой схеме и планировался процесс проведения капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов не только в Ульяновской области, но и по всей России.

В государственном Фонде модернизации копились финансовые средства на капитальный ремонт всех многоквартирных домов.

Первоначально, все дома ремонтировали на сумму, которая была необходима дому для осуществления полного капитального ремонта и модернизации, т.е. на капитальный ремонт выделялись накопленные средства не только жильцов конкретного дома, но и средства жильцов других домов.

Использовался принцип так называемого коллективного финансового участия. Данный принцип позволял безболезненно проводить капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов в порядке сформированной очерёдности.

И главное, при таких условиях не было никакой необходимости частого повышения минимального размера взноса на капитальный ремонт, т.к. общие финансовые накопления, поступающие и хранившиеся в Фонде модернизации, составляли большую сумму. Но, как часто у нас происходит, все хорошие и перспективные идеи, которые должны работать на благо людей просто губятся из-за дикой коррупции и фатального воровства.

Что в конечном итоге произошло с финансами домов на капитальный ремонт?

Владельцы управляющих компаний быстро сообразили, что финансы жильцов на капитальный ремонт – это очередная лёгкая добыча, до которой можно легко добраться при определённых условиях.

Управляющие компании очень быстро разработали механизм, по которому финансы жильцов многоквартирных домов по капитальному ремонту с расчётных счетов домов из государственного Фонда модернизации стали утекать на спец. счета управляющих компаний.

Делается это с помощью фиктивных протоколов собраний собственников, которые как будто бы голосуют за перевод финансовых средств по капитальному ремонту на спец. счёт управляющих компаний. Всё это преподносится и объясняется людям возможностью скорейшего капитального ремонта именно их дома.


Людям стараются внушить, что таким образом финансы, которые они лично платят в РИЦ по капитальному ремонту, будут сохранены и только жильцы данного дома смогут ими воспользоваться.

Но такая позиция управляющих компаний на самом деле несёт в себе совершенно иной смысл.

Владельцы управляющих компаний, получив доступ к финансам жильцов по капитальному ремонту, используют их по своему назначению. Ну а сам капитальный ремонт и модернизация дома превращается в пародию на ремонт.

Как правило, своих финансовых средств по капитальному ремонту хватает на ремонт какого-то одного элемента дома, да и то сметы так необоснованно раздуты, что, без всякого сомнения, можно смело утверждать, что таким образом немалая часть идёт не на капитальный ремонт элемента дома, а в личное пользование тех людей, которые имеют влияние на управляющие компании.

В результате таких действий общий финансовый бюджет Фонда модернизации очень быстро сократился. Вся программа капитального ремонта нарушилась.

Фонд не в состоянии обеспечить необходимое финансирование домов на капитальный ремонт. И теперь, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Правительство Ульяновской области вынуждено постоянно повышать минимальный размер взноса по капитальному ремонту, чтобы хоть как-то наполнить бюджет Фонда модернизации.

Но вот что хочется сказать в отношении увеличения минимального размера взноса по капитальному ремонту.

Только таким решением ситуацию не исправить. Здесь необходим комплекс мер.

Кроме того, к решению данной проблемы необходимо активнее подключать правоохранительные органы. Председателям советов домов необходимо с письменным заявлением обратиться в Фонд модернизации, который и предоставит копию протокола, на основании которого финансовые средства жильцов по капитальному ремонту были переведены из Фонда модернизации на спец. счёт управляющих компаний. И, если вы увидите, что протоколы фиктивные, то смело следует обращаться в правоохранительные органы для восстановления истинной законности и элементарной справедливости по возвращению финансовых средств на капитальный ремонт в государственный Фонд модернизации Ульяновской области и привлечению к уголовной ответственности тех лиц, которые совершили противоправные действия.

В заключении хочу сказать, если удастся восстановить бюджет Фонда модернизации Ульяновской области или хотя бы приблизить его бюджет к первоначальному состоянию, тогда многие возникшие сегодня проблемы будут постепенно решаться.

__________

Подписывайтесь на мои Соцсети:

Telegram канал - https://t.me/team_zhukov

Сообщество Вконтакте - https://vk.com/oleg__zhukov