Найти тему
Московская газета

Рабочий день в России будет расти?

   Рабочий день в России будет расти?
Рабочий день в России будет расти?

Продолжительность рабочего дня в России выросла на фоне кадрового голода. Представители ряда специальностей, в которых наиболее распространены переработки, рассказали «Московской газете» об условиях своего труда. Партнёр управляющей компании федерального кадрового холдинга «Визави Метрополис» Ольга Петрова видит увеличение рабочих часов логичным следствием дефицита работников на рынке труда. Аналитики Народного фронта отмечают, что проблема переработок, в том числе неоплачиваемых, является актуальной для российского рынка труда и на данный момент не имеет законодательного решения

Средняя продолжительность рабочего дня в России составила 7,17 часов, что является рекордом за последние 19 лет, пишет РБК. Больше всего перерабатывают рыболовы, медики, работники турагентств и ряд других специальностей, отмечает издание.

«В рыболовной отрасли не хватает квалифицированных кадров, поэтому все, кто работают, работают больше, — подтвердил «Московской газете» информацию РБК президент Ассоциации судовладельцев рыбного флота (АСРФ) Алексей Осинцев. — Но официальная статистика отстаёт от реальной картины. Рыболовству в России не хватает экипажа рыболовных судов. И уже много лет все судовладельцы, промысловые компании собирают экипажи по всей стране: дальневосточники собирают людей из Калининграда, с Севера, с Юга, а северяне, соответственно – с Юга и Запада, и т.д. Представьте себе вахтовую работу: много месяцев в море, работа идёт в течение суток…Желающих немного. С другой стороны, морское рыболовство занимает лидирующие позиции по оплате труда. За счёт этого показатели по средней заработной плате таких регионов, как Приморье, Камчатка, Сахалин, Мурманская и Магаданская области тоже лидируют».

«У меня всегда ненормированный рабочий день, то же самое с выходными, — рассказала менеджер зарубежного отдела туристического агентства «Сусанин» (Челябинск) Анна Сарычева. — В сфере туризма не хватает квалифицированных кадров. Работать приходится очень много. Официально в графике некоторых агентств стали рабочими, в дежурном режиме, субботы, в связи с наплывом клиентов по Китаю».

«Средняя продолжительность рабочего дня в 7,17 часов, выглядит странно, — сообщил в беседе с «Московской газетой» руководитель профсоюза медиков «Действие» Андрей Коновал. — Официальная норма рабочего времени предполагает большее количество часов. Возможно, тут применялась какая-то своя система подсчёта, измеряющая именно динамику продолжительности рабочего дня. Сейчас у нас даже для оборонных предприятий изменены правила, связанные с нормированием рабочего дня, и 12-часовой рабочий день является нормальным явлением. Что касается здравоохранения, то здесь подобная тенденция действует уже полтора десятилетия. В отрасли действует высокий коэффициент совместительства: не редкость, когда люди работают на 1,5-2 ставки, а бывает, что и по 3 ставки, и буквально живут на работе. При этом с 2012 года, если не считать ковидных лет, идёт сокращение количества среднего и младшего медперсонала. Врачей становится меньше, люди продолжают болеть, и врачам приходится больше работать. А пациенты в России даже в каком-то смысле злоупотребляют вызовом медиков и сотрудников скорой помощи на дом. Поэтому все эти годы нагрузка на работников здравоохранения не могла не расти. В 2022 году было резкое падение численности медицинских работников. В 2023 году ситуация немного выровнялась, но не перекрыла падение 2022 года. Поэтому нет ничего странного в том, что фиксируется динамика увеличения фактического рабочего времени в России. Но что-то может даже не отражаться в официальных данных. Например, переработки участковых врачей. Они 4-5 часов принимают пациентов, а потом отправляются на вызовы. 30-50 пациентов в день при нормативе в 20-22 это обычная ситуация. Врач обходит всех пациентов по вызову: если к кому-то не придёт, на него будет жалоба. При этом я не знаю ни одной поликлиники, где велась бы точная фиксация реального времени переработки врачей, вёлся бы какой-то журнал и т.д. Врач заканчивает свою работу не в то время, которое обозначено в его трудовом договоре, а в 6, 7, а то и в 10 часов вечера, когда обойдёт всех и заполнит всю документацию. Сверхурочная работа должна оплачиваться в двойном размере, а зачастую не оплачивается даже в одинарном».

«Сейчас работники общественного транспорта перегружены работой, — рассказал председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта (МПРОТ) Юрий Дашков. — Во-первых, многие водители работают по 6 дней в неделю. Во-вторых, в соответствии с новой редакцией приказа Минтранса об особенностях режима труда и отдыха водителей при суммированном учете рабочего времени допускается работать 10 часов в сутки (но не более двух раз в течение календарной недели—прим. авт.). Но и это не всегда является пределом. После того, как рабочий день у водителя заканчивается, он заезжает в парк, едет на мойку; там очередь, едет на заправку, там тоже очередь, и только потом идёт к медику, и на этом его день заканчивается. В итоге у нас есть водители, которые по факту проводят на рабочем месте больше времени. А ведь приказ Минтранса говорит и о том, что на следующую смену водитель должен выходить не менее чем через 9 часов после окончания предыдущей. Но в силу того, о чём я рассказывал, это бывает проблематично. Водитель зачастую выходит на работу не совсем отдохнувшим. Мы знаем случаи, когда водители не то, что засыпают, а просто погибают за рулём. Мы не забыли историю на Славянском бульваре, когда водитель автобуса въехал в подземный переход. Мосгортранс установил в автобусах систему «Антисон», которая фиксирует, если водитель начал медленно моргать, и отправляет информацию об этом диспетчеру, но, если водитель уже уснул, предотвратить трагедию невозможно. Необходим в первую очередь отдых. Надо пересматривать графики водителей. Зарплаты тоже надо поднимать. В отрасли есть дефицит именно квалифицированных водителей. Есть и другая проблема: в спорных ситуациях всю вину обычно пытаются повесить на водителя. Например, водитель выезжает из парка, и у автобуса на ходу ослабляются колёсные гайки, происходит авария. И работодатель взыскивает ущерб с водителя, хотя тот не должен проверять крепость натяжения колёсных гаек. От этого мы переходим к проблеме технического обслуживания автобусов, по поводу которого мы постоянно получаем от водителей жалобы. Запчасти для автобусов – отечественные, с ними проблем нет. Но ремонтируются автобусы плохо. Сейчас Мосгортранс перешёл на контракты жизненного цикла: предприятие, покупая автобус или электробус, не занимается его техническим обслуживанием».

«Мы видим отсутствие кадров на рынке по всем профессиям, и оно будет увеличиваться, — отметила в беседе с изданием партнёр компании «Визави Консалт» (Москва») — управляющей компании федерального кадрового холдинга «Визави Метрополис» Ольга Петрова. — Причины всё те же, ничего не изменилось: из-за которой мы не поставляем на рынок труда то количество людей, которое необходимо для развития бизнеса. При этом в России наращиваются объемы производства. Возникает ситуация, когда не хватает человек, которые могут закрыть все позиции в той или иной компании. Например, нужно 10 человек, а есть всего лишь 6. Поэтому по многим позициям идёт совмещение специальностей. Ещё несколько лет назад в аналитике и маркетинге стали появляться позиции, совмещающие ряд специальностей. Я думаю, это будет происходить и в технической сфере. Когда у работодателя нет в бюджете 300 тысяч рублей для 3 сотрудников, приходится делать «миксовую» позицию для одного человека за 150-200 тысяч. При этом на рынке часто бывает сложно найти такого «миксового» специалиста. В будущем количество выработки часов на практически любых позициях будет расти в силу нехватки любого рабочего персонала на рынке».

Согласно ст. 91 ТК РФ, максимальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, рассказала «Московской газете» эксперт НФ.Аналитика Оксана Старожильцева:

«Проблема фактического соблюдения работодателями указанной нормы является крайне острой, и в настоящее время не нашлось четкого и эффективного решения ни со стороны профсоюзов, ни со стороны федерального законодателя».

Средняя длина рабочего дня в России в 2023 году выросла до 7,17 часа — максимума за 19 лет, по ТК продолжительность рабочего времени — не более 40 часов в неделю, сообщила эксперт НФ.Аналитика.

«Показатели длительности рабочего времени (как за весь год, так и в расчете на один день) в 2023 году стали рекордными за весь период доступной статистики на сайте Росстата (с 2005 года). Причины увеличения продолжительности выделяют разные. Так, во ВНИИ труда Минтруда России заявили, что рост продолжительности среднего отработанного времени происходит на фоне высокой загрузки производственных мощностей, при этом продолжительность рабочего дня варьируется в зависимости от отрасли. Исследовательский центр SuperJob сообщает, что по сравнению с 2022 годом в 2023-м среднее время переработок в целом по рынку труда выросло на 3 процентных пункта — с 28% сверх нормы рабочего времени до 31%.

Как было сказано ранее, единого подхода к решению этой проблемы не выработано. Представляется, что одним из способов её решения может стать повышение эффективности работы профсоюзов, выстраивание субординации между работниками и работодателем, а в первую очередь — повышение правовой грамотности самих работников в сфере трудовых прав. Из 25 миллионов судебных споров, рассмотренных судами общей юрисдикции по всей России, всего 145 000 приходится на восстановление нарушенных трудовых прав», — рассказала Оксана Новожильцева.

К неоплачиваемым переработкам работникам приходится прибегать довольно часто, норма о сверхурочной работе в действительности не всегда работает (ст. 152 ТК РФ), отметила эксперт НФ.Аналитика Мария Спиридонова.