Сразу понял: вот она, женщина, ради которой стоит жить, воевать, побеждать
Спустя 80 лет боец повторил историю жизни и любви своего прадеда
История снайпера из Владивостока с позывным «Вышень» многим покажется слишком киношной, но жизнь иногда выкидывает и не такое. Год назад он приехал в Уфу по приглашению своего командира, влюбился с первого взгляда и повторил судьбу прадедушки-снайпера, который после Великой Отечественной женился на нашей землячке и увез ее на Дальний Восток.
Ангел-хранитель
Разница только в том, что «Вышень» не стал увозить свою любимую к Тихому океану, а остался с ней здесь, в Уфе.
— Когда я увидел Ларису в первый раз, время как будто остановилось. Я застыл, ни о чем и ни о ком не мог думать. Сразу понял: вот она, женщина, ради которой стоит жить, воевать, побеждать. Спасибо случаю, который привел меня в Башкортостан, — не прячет эмоций Павел, рассказывая о своем «военно-полевом» романе.
Они познакомились ровно год назад, 8 марта, — тот самый командир взвода с позывным «Сумрак» привел его в магазин, где работала Лариса. В тот же вечер Павел сделал ей предложение. Пока живут в гражданском браке. Официально зарегистрировать отношения планируют летом.
Павлом, между прочим, звали и его прадеда — вот и не верь после этого в магию имен. Павел-старший воевал в морской пехоте, прошел всю Великую Отечественную, был награжден множеством орденов и медалей. В 1945-м, после победы, он возвращался домой на Дальний Восток через Башкирию. Встретил здесь красивую и веселую татарочку, сразу же, в точности как правнук, влюбился. Женился и увез ее с собой. Потом еще повоевал с японцами, также снайпером в составе морской пехоты. Кроме орденов, наградили его еще и участком: в небольшой приморской деревне Чугуевке дали землю, он построил там дом, держал пасеку. Павел-младший родился и вырос в городе Дальногорске, позже перебрался во Владивосток.
Когда начались спецоперация и мобилизация, Павел в числе первых явился в военкомат — хотел уйти на фронт добровольцем вместе с друзьями и коллегами.
Медкомиссия трижды разворачивала его обратно. В юности по состоянию здоровья в армию его не взяли, и теперь решающим аргументом военкомов стало отсутствие армейского опыта.
— В итоге я записался в добровольческий батальон «Тигры», очень известный в Приморском крае, — рассказывает «Вышень». — Командиром взвода снайперов там был «Сумрак», уфимец. Мы с ним разговорились, я рассказал, что умею неплохо стрелять из винтовок разных калибров. «Сумрак» проверил меня на полигоне и взял к себе.
Сначала были серьезные учения, интенсивные тренировки, стрельбища, а потом нас перебросили на Южно-Донецкое направление СВО. Так я оказался в составе морской пехоты снайпером — как и прадед 80 лет назад.
На передовой смерть ходит за солдатами по пятам. Вот и Павлу не раз доводилось «пройти по лезвию ножа». Однажды пошел он за провизией в соседнее село, и, видимо, сверху его заметил дрон. Снайпер — это всегда особая мишень для противника. Если тебя засекли — будут преследовать, пока не убьют. Подогнали танк. Едва зашел «Вышень» в дом, грохнул первый выстрел. Да так, что угол дома разнесло сразу. Павла оглушило, из ушей пошла кровь. Он сбросил бронежилет и побежал вперед, к калитке. Тут опять снаряд из танка. На его счастье, наш танкист увидел, что происходит, и начал отрабатывать по вражеской машине серию ударов, пока не подбил ее. Того танкиста с позывным «Туча» Павел в глаза никогда не видел, но безмерно благодарен ему за то, что остался жив.
В другой раз их разведрота, выполняя задание, случайно наткнулась на колонну вражеской техники с наемниками. Наших бойцов — всего-то семь снайперов и два пулеметчика. Но «Сумрак» очень грамотно расставил всех по периметру, хорошо поддержали пулеметы — в итоге буквально горсткой ребят сумели остановить продвижение целой колонны.
Таких историй в памяти осталось немало. Самое тяжелое там — терять друзей, каждый из них навсегда остается в сердце. Родной брат Павла в это же время воевал на Артемовском направлении, семья долго не знала, что с ним. И только когда Павел обосновался в Уфе, позвонила мама и сказала: «Саша погиб под Артемовском.
Термобаллистический снаряд».
— Мы все очень тяжело переживали эту потерю, — помолчав, говорит боец. — Иногда мне кажется, что прадед, в честь которого я назван, как ангел-хранитель, оберегает меня. И ведет правильной дорогой.
Из окопов к телевизору
Он никогда не забудет свой первый, как говорят бойцы, заход на поле боя. Была ночь, они заходили в окопы, которые только-только отбили у противника. Стояла задача занять и удержать их, но бойцов, видно, «срисовали» с помощью тепловизора. Начался обстрел. Павел услышал какой-то шипящий звук, и сразу же прогремел взрыв. Ему уже потом объяснили, что это была польская мина, практически не издающая звука при полете. Скоротали в окопах ночь, а утром приходит известие: сейчас противник, примерно полторы тысячи человек, будет выбивать их с занятых позиций.
— Мы давай считать: нас здесь 12, чуть выше — десять бойцов, справа еще 15. Эх, даже на 300 спартанцев не набирается! — вспоминает с улыбкой «Вышень», хотя в тот момент ему вряд ли было весело. — Понятное дело, будем стоять до конца. До последнего из сорока патронов и двух гранат. Одна — врагу, другая — себе, как учили. Смеемся, шуточки отпускаем — не плакать же. Но нормально тогда вышли, сменили нас. А мы вернулись на базу, отдохнули, нашли телевизор со сгоревшей платой. Парнишка один, золотые руки, съездил в Волноваху, купил плату, что-то подпаял — и телевизор ожил, как раз к Новому году! Приготовили целое ведро оливье, устроили праздник почти как дома. А тут еще подарки привезли, письма от детей. Детишки писали, что верят в нас, любят и ждут дома живыми и здоровыми. Я аж прослезился тогда, своих детей сразу вспомнил. Так захотелось их обнять, прижать крепко-крепко, вдохнуть родной запах…
У Павла, как и у Ларисы, двое детей. Отношения с первой женой не сложились, восемь лет назад они развелись. Но для сыновей он остался любимым папой. Старший занимается в приморском клубе спецназа «Витязь», занимает первые места на соревнованиях, мечтает стать военным. Младший все схватывает на лету, радует успехами в школе.
Верьте в хорошее
У Ларисы своя жизненная коллизия. К моменту встречи с Павлом официально разведена она не была, хотя брак давно уже трещал по швам. Увидев Павла, поняла, что счастье еще возможно. И уже на следующий день подала документы на развод.
— Встретить такого мужчину в женский праздник — это подарок, о котором можно только мечтать! — восклицает Лариса, и ее глаза говорят больше всяких слов. — Мои дети как-то сразу приняли Павла. Он хорошо с ними ладит, делает уроки со старшей дочкой, гуляет с малышом. С родным отцом они тоже регулярно видятся, он их забирает на выходные. Кстати, через полгода и мой бывший муж начал нормально общаться с Пашей. Между собой им делить нечего, так что обид нет.
Сблизило Ларису и Павла еще и то, что оба они патриоты до мозга костей. Молодая женщина тоже рвалась поближе к передовой, записалась на курсы медсестер, занималась тактической медициной. Сейчас они ищут возможность вместе пойти в зону СВО, получится или нет — пока неизвестно. Но оставаться в стороне от происходящего ни он, ни она не намерены — не тот характер.
— Спецоперация сыграла в вашей жизни неожиданную роль. Сегодня вам выпал редкий шанс поздравить через нашу газету многих женщин. В том числе и тех, кто сейчас ждет своих мужей, сыновей, внуков, братьев, друзей с фронта. Что вы можете им сказать? — поинтересовались мы у «Вышеня».
— Всех прекрасных девушек и женщин я поздравляю с 8 Марта и желаю им терпения и любви. Мысли материальны. Нужно верить в хорошее, и оно непременно случится! А парням, которые сейчас на передовой, хочу пожелать выполнить все поставленные нашим президентом задачи и вернуться домой, к мирной и счастливой жизни. Но и на рожон не лезть, почаще вспоминать родных и близких и не забывать, что здоровое чувство опасности может спасти жизнь. У нас в зоне спецоперации разные ситуации были, случались и ссоры, и разборки, но мы понимали, что наша сила в единстве. Вместе мы — сила и только так сможем победить.
Автор: Полина ДЕМЧЕНКО