Очень часто на интернет-маркетплейсах нам попадаются товары, цены на которые кажутся слишком хорошими, чтобы это было правдой. За такой выгодой в большинстве случаев скрывается обман и манипуляция. Расскажем, как происходит обман потребителя и как бороться за свои права в подобных ситуациях.
Поиск выбор и покупка
Давно собирались купить дорогостоящий товар, например, ноутбук или смартфон. Присматривались к вариантам в разных интернет-магазинах. И вот попался на глаза подходящий вариант с отличными условиями на мегамаркете.
Еще и промокод от мегамаркета дает большую скидку. А продавец – известный по всей нашей необъятной магазин. Товар есть в наличии. И это еще не все. Также на покупку этого товара обещают большой кэшбэк бонусами. Либо, если у вас есть бонусы, при заказе можно оплатить довольно внушительную часть этими бонусами.
С чистой совестью и в приподнятом настроении заказываете и оплачиваете онлайн, используя предоставляемые мегамаркетом инструменты: промокоды, скидки и бонусы. А еще, за покупку обещают повышенные бонусы сбер спасибо. Это помогает решиться на покупку.
Доставить обещают на третий день после заказа. Ждете, раз за разом заходя на сайт, чтобы проверить статус. Но он не изменяется и остается “На подтверждении”. А в тот день, когда заказ уже должен быть доставлен, его статус меняется на “Отменен”.
При отмене заказа магазин в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора с вами, а законом такое запрещено.
Написав в чат поддержки, в ответ от операторов будут только стандартные и однотипные отписки и отговорки о технических неполадках на сайте, либо что-то типа "Мы не успели собрать ваш заказ, поэтому его отменили"
Что делать, как добиться справедливости?
Если есть большое желание добиться справедливости в такой ситуации и много терпения, то сначала нужно написать в чат поддержки сообщение: «Заказ номер *******. Не согласен на возврат денег, требую доставить заказ». Вероятнее всего оператор в чате ответит, что восстановить заказ не получится. А далее предложит повторить заказ и объяснит, как это сделать.
Пишите в чат, что в карточке товара уже указана другая цена, которая намного больше изначальной. Например, заказывали позицию по скидке за 8 500 р., а цена в настоящий момент уже 30 000 р. и на товар в отмененном заказе была скидка 72%.
И без всякого предупреждения цена в карточке товара значительно меняется в большую сторону.
Хотелось бы отметить, что внимательные покупатели давно заметили, как меняются цены на интересующие товары. И пришли к вполне закономерному выводу, что зачастую это просто обман.
Обычно, на сообщения об изменении цены в чате поддержки таких торговых площадок отвечают примерно так: «Это интернет-площадка для размещения товаров разных продавцов, которые сами выставляют цены на свои товары.».
Ругаться с поддержкой далее смысла особого нет. Максимум, дадут промокод на скидку. Нужно сразу писать, что дальнейший отказ в исполнении договора и поставке заказанного товара по оплаченной цене завершит диалог и вопрос далее будет решаться через суд».
Если этим не получится добиться желаемого результата, то нужно переоформить заказ заново. Цена, в данном случае, никакого значения на имеет. Главное, чтобы второй заказ был получен. Эта переписка в официальном чате продавца или диалог с официальной электронной почтой вполне подойдет для досудебной претензии.
В “Законе о защите прав потребителей” есть одна хитрость, в нем не прописана обязанность вас использовать досудебный порядок. Но если вы подали претензию продавцу, то он обязан на нее ответить в течение 10 дней.
Если продавец не ответит либо не удовлетворит претензию, а потом вы выиграете в суде, то суд дополнительно оштрафует продавца.
Стоит заметить, что писать свои требования всегда нужно четко, без мата и ругательств.
Далее остается только подать исковое заявление. Как пример, могу процитировать исковое заявление написанное покупателем в подобной ситуации, но с другим маркетплейсом:
1.01.2024 у продавца, осуществляющего дистанционную продажу товаров, я имел намерение приобрести:
• Конструктор LEGO – 1 шт. по цене 10000 рублей;
Для этого на сайте продавца market.yandex.ru я оформил заказ № 001 от 1.01.2024г., указал свои фамилию, имя, адрес доставки товара, способ оплаты. После чего данный заказ был мною оплачен, что согласно ст. 438 ГК РФ однозначно свидетельствует о намерении приобрести товар на условиях оферты.
Все вышеописанное согласно п.12 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи…» обязует продавца заключить договор купли продажи, а согласно пп.13,14 подтверждает факт его заключения.
Продавец принял оплату и взял на себя обязательство доставить товар в указанный пункт выдачи, а 3.01.2024 отменил заказ в одностороннем порядке разорвав договор поставки и информировав меня посредством SMS о возврате денежных средств.
Так как, согласно п.2 ст. 23.1 закона РФ "О защите прав потребителей" в случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи товара или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом, я отказался от возврата денег и выбрал поставку товара, о чем 4.01.2024 информировал продавца по средством чата на сайте market.yandex.ru. Однако продавец отказался исполнять договор выбранным мною способом, предположив заказать товар заново уже по текущим ценам.
4.01.2024 на сайте market.yandex.ru я оформил новых заказ:
• №002 в составе: конструктор LEGO – 1 шт. по цене 20000 рублей;
Таким образом в результате неисполнения продавцом договора поставки по заказу № 001 мне были нанесены убытки в размере 10000 (десять тысяч) рублей. Комментарий ответчика, что «Яндекс Маркет — это интернет-площадка для размещения товаров разных магазинов» считаю не существенным, так как, согласно закону, договор-купли продажи заключен именно с ответчиком, вне зависимости от того, кто является поставщиком товара.
Документ об уплате госпошлины не представляется в связи с тем, что в силу п.3 ст. 17 закона РФ "О защите прав потребителей" потребители по искам, связанным с нарушением их прав, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Прошу суд:
1. Взыскать с продавца в пользу истца 10000 (десять тысяч) рублей – убытки возникшие в связи с необоснованным уклонением от исполнения договора.
2. Взыскать с продавца в пользу истца 50% от суммы договора – 5000 (пять тысяч) рублей за отказ в исполнении договора в досудебном порядке.
3. Взыскать с продавца в пользу истца 1000р. морального ущерба.
Приложение:
1. Копия переписки с продавцом
2. Копия описания заказа № 001
3. Копия описания заказа № 002
4. Копия кассового чека об оплате заказа № 001
5. Копия кассового чека об оплате заказов № 002
6. Копия SMS-оповещений о статусе заказа № 001
Источник: https://pikabu.ru/story/marketpleys_otmenil_moy_zakaz_chto_delat_11182816
В 2024 году можно подать иск в мировой суд без юриста не выходя из дома. Документы или образы(отсканированные копии) могут быть направлены в электронном формате. Если предпочитаете реальный документооборот электронному, то все вышеперечисленное нужно напечатать в двух экземплярах. Первый надо отправить в маркетплейс заказным письмом(главное, возьмите на почте чек), второй экземпляр вместе с чеком – в мировой суд.
Стоит отметить, что по закону можно потребовать также полного возмещения убытков, понесенных вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара и возмещения морального вреда.
После подачи искового заявления назначается дата заседания, если нет желания, можно не ходить на него, а написать согласие на заочное рассмотрение и решение по делу. Через месяц выносится решение, которое в 99,9% будет в пользу покупателя. Далее нужно подождать еще один месяц, который есть у маркетплейса на обжалование. После нужно получить приказ и отнести его или в банк (если в Москве), или судебным приставам. Как только маркетплейс получает решение суда, обычно они сразу связываются с покупателем, запрашивают реквизиты и перечисляют деньги в течение нескольких часов.
Для примера, ниже фотография решения суда по такому делу.
Неважно, что за маркетплейс: Мегамаркет, ОЗОН, ВБ, Яндекс.Маркет. Сценарий действий один и тот же.
Заключение
Создается такое впечатление, что это заранее проработанная схема развода покупателей на покупку по большей цене, чем указана в карточке товара изначально. Больше шансов, что человек в конце концов всё таки купит товар, когда он уже был ранее заказан и человек, как бы уже считал его своим.
Всё это происходит на фоне заявлений мегамаркета о том, что они собираются стать маркетплейсом номер один. Во время жесткой конкуренции между разными маркетплейсами, когда, нужно завоевывать покупателя отличным сервисом. Но не тут-то было. Вся "экосистема" Сбера - одно сплошное разочарование. Условия покупки могут поменяться когда товар уже оплачен. Со счета снимают деньги, а товар не продают и возврат своих денег приходится ждать до двух недель.