В 1982 году, переходя из кандидата, в члены КПСС на заседании партийной комиссии Высшего политического училища МВД СССР, я был шокирован информационным вопросом, озвученным ее ответственным секретарем при политотделе учебного заведения.
Суть его была в том, что полковник, раскрывая семейную тайну, о которой я даже и не догадывался, поинтересовался, знаю ли я о том, что мой прадед Борисов Дмитрий, будучи комиссаром Ярославской губернии по продовольствию, не согласившись с политикой коллективизации, добровольно покинул партию большевиков.
И не послужит ли его пример, для меня, руководством к действию при определенных обстоятельствах?
Я ответил, что данный факт, мне не известен, а Коммунистической партии буду верен, как оказалось впоследствии, слукавил.
На фото большая семья. Годы военного лихолетья 1941 - 1945 гг. Лишили моего деда Борисова Константина Дмитриевича(он самый старший) братьев.
Младший Вениамин умер в блокаду, Михаил средний пал смертью храбрых в тяжелых сентябрьских боях под Ленинградом, Александр пропал без вести.
Наклавил, так, в честь их памяти.
Естественно, о событиях тех лет, я поинтересовался у деда, его сына.
Оказалось, что Борисов Д. был активным участником революционных событий, гражданской войны, служил в ВЧК.
В партию большевиков вступил в 1918 году.
Продразверстка, начало мероприятий по коллективизации, привело к разочарованию политикой партии.
Итог, партбилет, мандат комиссара на стол. Замечу, что, впоследствии, прадед репрессирован не был. Работа в Ленинграде обивщиком мебели, пережил блокаду и коммунистов не любил.
Вероятно, были веские причины.
Продразвёрстка была введена большевиками в период Гражданской войны 11 января 1919 гг. (Декрет о введении продразвёрстки на хлеб) и стала частью советской политики «военного коммунизма». Декретом СНК было объявлено введение продразвёрстки на всей территории Советской России, реально же продразвёрстка осуществлялась поначалу только в центральных губерниях.
О событиях тех лет мне рассказывал и отец, а ему его тетка. Со слов очевидцев, беспредел был полный. Отряды городских рабочих и чекистов, войдя в деревню Ямки, где она проживала вместе с семьей, вооруженные люди переворачивал все в поисках хлеба.
Изымали не только излишки, а вообще все зерно, а то что не могли забрать (например тесто под замес хлеба) просто выкидывали в выгребные ямы.
Рабочие, чьи семьи голодали в городах, на сельских тружеников были очень злы.
Понять их, в чем то было можно, революция дала крестьянам землю, возможность на ней трудиться, в ответ, государство рассчитывало на то, что деревня проявит сознательность и поможет голодающим в городах.
Но крестьяне не желали продавать плоды своего труда задешево.
По этому поводу, не лишне будет ознакомиться со статьей Максима Горького «О русском крестьянстве».
"В сущности своей всякий народ — стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей.
Люди — особенно люди города — очень мешают ему жить, он считает их лишними на земле, буквально удобренной потом и кровью его, на земле, которую он мистически любит, непоколебимо верит и чувствует, что с этой землей он крепко спаян плотью своей, что она его кровная собственность, разбойнически отнятая у него….
Сотни тысяч пудов хлеба, спрятанного от голодной Москвы и Петербурга, деревня защищала с оружием в руках, не щадя своей жизни".
Источник информации: https://vk.com/wall-27569095_2058746.
Коллективизация, колхозы, тоже была, по мнению партии большевиков, необходимая мера существования государства.
Собрать все крестьянские хозяйства в резервации, назвав их коллективными, репрессивными методами заставить людей работать даром (за трудодни) и запретить добровольный отъезд из мест проживания.
Мрачно, но зато надежно в обеспечении продовольственной безопасности страны.