Найти в Дзене
KinoGeek

10 фильмов-лауреатов "Оскара", не заслуженно получивших свои награды

Оглавление

"Оскар" 2024-го года впервые за несколько лет понравился практически каждому зрителю: пускай церемония и обошлась без сюжетных твистов в духе "Бойцовского клуба", как это было, к примеру, в конце 2010-х, а все победители были максимально угадываемыми, данный фактор не помешал аудитории насладиться просмотром этой тёплого ностальгического воссоединения эшелонных звёзд и прошлогодних победителей премии на одной сцене. "Оппенгеймером", как лауреатом "Лучшего фильма", были довольны все, поэтому в сегодняшней статье обсудим десять "оскароносных" победителей прошлых лет, которых аудитория полюбила не так сильно, как в этом году

Пояснение: все фильмы, представленные в статье, являются как минимум неплохими, а как максимум - хорошими и выдержанными по темпу проектами. Однако конкуренты в борьбе за награду оказались на порядок выше по уровню качества: именно о таких примерах сегодня и пойдёт речь. Приятного прочтения!

1. "Танцующий с волками" (1990)

-2
Остальные номинанты:
  • "Крёстный отец 3"
  • "Славные парни"
  • "Пробуждение"
  • "Привидение"

Примечательно, что вплоть до начала 1990-х основная масса зрителей была довольна каждым новым лауреатом в категории "Лучший фильм". Но нельзя сказать, что большинство оценило подход киноакадемии в оценивании конкурентов "Танцующего с волками" на церемонии в 1991-м году: тогда за награду сражался тот же шедевр Мартина Скорсезе "Славные парни", а заодно и сильнейший байопик Пенни Маршалла "Пробуждение". Но совсем резко академия объявила своего победителя: трёхчасовой масштабный вестерн "Танцующий с волками". Отличный фильм, однако по сравнению с другими претендентами он оказывается на одну ступень ниже

-3

2. "Влюблённый Шекспир" (1998)

-4
Остальные номинанты:
  • "Спасти рядового Райана"
  • "Тонкая красная линия"
  • "Жизнь прекрасна"
  • "Елизавета"

Победа "Шекспира" в главной номинации "Оскара" 1999-го года и по сей день является для начитанных киноведов настоящей кино-загадкой: почему академия решила проигнорировать сразу три крупных антивоенных шедевра, рассказывающих обо всех ужасах Второй Мировой войны с разных, альтернативных, точек зрения? Пропустив мимо внимания фильмы Стивена Спилберга, Терренса Малика и Роберто Бениньи, академики решили отдать статуэтку за "Лучший фильм" достаточно шаблонной (но от того не менее красивой и стильной) английской пост-модернистской мелодраме "Влюблённый Шекспир". В тот год разочарованию аудитории не было предела: а победа ленты Джона Мэддена и по сей день считается одной из самых несправедливых за историю существования церемонии

-5

3. "Чикаго" (2002)

-6
Остальные номинанты:
  • "Властелин колец: Две крепости"
  • "Часы"
  • "Пианист"
  • "Банды Нью-Йорка"

В 2003-м году за главную "оскароносную" статуэтку боролись сразу несколько крупных кандидатов: среди конкурентов пышного и креативного мюзикла "Чикаго" присутствовали новый проект мэтра Скорсезе, антивоенный шедевр об ужасах Холокоста от Романа Поланского (взявший до этого "Пальмовую ветвь" в Каннах) и сиквел легендарной масштабной фэнтези-эпопеи Питера Джексона по мотивам произведений Толкина. Но в те времена "Оскар" решил пойти ва-банк (прямо, как протагонист в "Чикаго"), отдав приз за "Лучший фильм" картине Роба Маршалла. Чем был вызван подобный выбор - не ясно по сей день

-7

4. "Столкновение" (2005)

-8
Остальные номинанты:
  • "Мюнхен"
  • "Доброй ночи и удачи"
  • "Горбатая гора"
  • "Капоте"

Да, церемония 2006-го года была не богата на крупные и масштабные кино-релизы, однако в списке претендентов на получение статуэтки за "Лучший фильм" уже стояли провокационная мелодрама Энга Ли (успевшая покорить аудиторию в Венеции, выиграв там "Золотого льва"), жёсткий политический триллер Стивена Спилберга и подлинный байопик о Трумэне Капоте с потрясающей ролью Филиппа Сеймура Хоффмана (его, однако, "Оскар" обделять с наградой не стал). Но приз за "Лучший фильм" отошёл крайне поверхностной и прямолинейной остросоциальной драме "Столкновение", сценарий которой больше походил на дебютную работу первокурсника в сфере кинематографа, с присущими новичкам шаблонами и неубедительностью игровых действий персонажей. А ведь раньше многие называли "Столкновение" лучшей версией "Магнолии" Пола Томаса Андерсона. Как говорится, любой проект всегда проходит ту или иную проверку временем

-9

5. "Повелитель бури" (2008)

-10
Остальные номинанты:
  • "Аватар"
  • "Район №9"
  • "Невидимая сторона"
  • "Бесславные ублюдки"
  • "Вверх"
  • "Воспитание чувств"
  • "Мне бы в небо"
  • "Серьёзный человек"
  • "Сокровище"

Кэтрин Бигелоу всё же может считаться профессиональным режиссёром со стилистически отточенным вкусом, поэтому её "Повелитель бури" не оставляет после просмотра негативных впечатлений. Но является ли данный фактор поводом для того, чтобы выдавать ему главный "Оскар"? Тем более, когда в конкурентах у ленты висят такие мастодонты, как "Аватар" Джеймса Кэмерона, "Бесславные ублюдки" Тарантино, лирическая комедия братьев Коэн "Серьёзный человек", потрясающий антиутопический триллер, олицетворяющий классовое расслоение, за авторством Нила Бломкампа - "Район №9" - и сильнейшая история о силе семьи и любви в попытках преодолеть собственные страхи (речь идёт про "Невидимую сторону"). Всё-таки академия явно хотела "пропихнуть" по карьерной лестнице кого-то другого

-11

6. "Король говорит!" (2010)

-12
Остальные номинанты:
  • "Социальная сеть"
  • "Начало"
  • "Чёрный лебедь"
  • "127 часов"
  • "История игрушек 3: Большой побег"
  • "Железная хватка"
  • "Зимняя кость"
  • "Боец"
  • "Детки в порядке"

В начале 2011-го года "Оскар" раскрыл аудитории весь свой консервативный взгляд на мировой кинематограф: тогда за "Лучший фильм" боролось очень много креативных и оригинальных кандидатов, будь то один из главных фильмов Кристофера Нолана, "Начало", тяжёлый триллер о расстройстве личности от Даррена Аронофски - "Чёрный лебедь", первый нео-вестерн братьев Коэн - "Железная хватка", камерная и локальная история про выживание в сеттинге замкнутого пространства от Дэнни Бойла - "127 часов", сломавший клише всего боксёрского жанра "Боец", а заодно история о разрушающей силе славы и денег - "Социальная сеть". Увы, все кандидаты остались академиками проигнорированы, поскольку главный приз взял в чём-то наивный и прямолинейный байопик "Король говорит!". Да, это далеко не самый посредственный пример незаслуженной победы на "Оскаре" за историю существования церемонии, однако в тот год статуэтку можно было вручить кому-то другому: более открытому и смелому

-13

7. "Операция «Арго»" (2012)

-14
Остальные номинанты:
  • "Джанго освобождённый"
  • "Отверженные"
  • "Жизнь Пи"
  • "Мой парень - псих"
  • "Цель номер один"
  • "Линкольн"
  • "Любовь"
  • "Звери дикого Юга"

"Арго" - самый яркий пример "политической" победы на "Оскаре", которая для 2020-х станет для церемонии не редкостью, а постоянным явлением. Второй полнометражный фильм в режиссёрской карьере Бена Аффлека не выделялся ничем на фоне своих мощнейших конкурентов, разве что кроме той самой ангажированной политической составляющей сценария. В 2013-м году за "Лучший фильм" также боролись вестерн Тарантино (имя ему вы все и так прекрасно знаете), невероятно красивая приключенческая драма Энга Ли - "Жизнь Пи", а заодно и новые проекты многих культовых для "Оскара" личностей: таких, как Михаэль Ханеке, Стивен Спилберг, Кэтрин Бигелоу, Дэвид О. Расселл и Том Хупер. Но увы, уже тогда политика в массовом формате проникла в киноиндустрию, повлияв даже на академию "Оскара"

-15

8. "Лунный свет" (2016)

-16
Остальные номинанты:
  • "Ла-Ла Ленд"
  • "Прибытие"
  • "По соображениям совести"
  • "Любой ценой"
  • "Скрытые фигуры"
  • "Лев"
  • "Манчестер у моря"
  • "Ограды"

В марте 2017-го года случился, пожалуй, самый известный скандал в современной истории "Оскара": ведущие церемонии перепутали конверты с указанием победителя за "Лучший фильм", изначально вручив золотую статуэтку производственному составу мюзикла "Ла-Ла Ленд", а позже - остросоциальной локальной драме "Лунный свет". Никто из зрителей тогда так и не понял, чем же проект Барри Дженкинса зацепил академиков сильнее, чем фильмы Дэмьена Шазелла, Дени Вильнёва ("Прибытие") или Мэла Гибсона ("По соображениям совести"). И именно с того периода у СНГ-коммьюнити в киноиндустрии появился новый термин-паразит - "повесточка"

-17

9. "Форма воды" (2017)

-18
Остальные номинанты:
  • "Назови меня своим именем"
  • "Три билборда на границе Эббинга, Миссури"
  • "Призрачная нить"
  • "Секретное досье"
  • "Тёмные времена"
  • "Дюнкерк"
  • "Прочь"
  • "Леди Бёрд"

Скорее победу новой сюрреалистичной сказки Гильермо дель Торо можно назвать больше неожиданной, нежели незаслуженной, однако смотря на список конкурентов в истинном выигрыше "Формы воды" действительно можно засомневаться: так, среди претендентов на статуэтку находились "Три билборда" от Мартина МакДоны, дебютный проект Джордана Пила (облизанный буквально всеми кинокритиками и наградными премиями на этом свете) и Греты Гервиг, а также новые кинокартины Стивена Спилберга, Джо Райта, Кристофера Нолана и Пола Томаса Андерсона. Однако победа "Формы" определённо повлияла на дальнейшую смену курса направления "Оскара": премия стала более либеральной и открытой по отношению к своей аудитории

-19

10. "CODA: Ребёнок глухих родителей" (2021)

-20
Остальные номинанты:
  • "Вестсайдская история"
  • "Белфаст"
  • "Власть пса"
  • "Не смотрите наверх"
  • "Король Ричард"
  • "Лакричная пицца"
  • "Сядь за руль моей машины"
  • "Дюна"
  • "Аллея кошмаров"

После карантина и переживания кризиса 2020-го года из-за пандемии коронавируса кинематограф вернулся в прежний строй, а церемонию "Оскар" провели так же масштабно и эпично, как и в 2019-м (напомню, что в начале 2021-го все понимали, что главная статуэтка отойдёт "Земле кочевников", из-за чего терялась любая интрига). Однако главная неожиданность церемонии в марте 2022-го заключалась в оглашении лауреата за "Лучший фильм": им неожиданно стала "CODA" - в чём-то шаблонная, наивная и безумно простая по своему наполнению лирическая драма об умении переходить через препятствия и страхи на пути к осуществлению своей мечты. Примечательно, что в том же году многие киноведы активно ставили на победу такого же по наполнению "Короля Ричарда" или "Лакричной пиццы" Пола Томаса Андерсона (Пол, однажды ты точно получишь свой заветный "Оскар"...)

-21