Последние две недели оказались очень насыщенными в информационном плане. Сначала французский президент Эммануэль Макрон выступил с заведомо абсурдной идеей об отправке военнослужащих государств НАТО на Украину, а затем в Германии начали искать виновных в «сливе» телефонного разговора высокопоставленных немецких военных, обсуждавших возможности ударов ракетами TAURUS по Крымскому мосту.
На Макрона сразу же обрушился шквал критики как внутри страны, так и со стороны всех без исключения союзников по НАТО от Вашингтона до Стокгольма (вот это настоящая евроатлантическая солидарность!). Разношерстная французская оппозиция, ранее не сходящаяся во мнениях ни по одному вопросу, на сей раз была единодушна, соревнуясь только в сильных выражениях, адресованных президенту Макрону. Лидер фракции «Национального объединения» в парламенте Марин Ле Пен написала в соцсетях: «Не знаю, каждый ли отдает себе отчет в серьезности подобного заявления. Эммануэль Макрон играет в полководца, однако так беспечно он говорит о жизни наших детей. Речь идет о мире или войне в нашей стране».
Лидер левой «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон назвал «словесную эскалацию» Макрона безответственным поступком. Даже лидер правоцентристских «Республиканцев» Эрик Сьотти сделал заявление, что инициатива президента чревата «ужасными последствиями».
Реакция из европейских столиц и Вашингтона, суть которой заключалась в отказе отправлять своих солдат на Украину, привела французскую оппозицию к мнению, что Макрон вообще «загнал страну в изоляцию».
Особенно резко на слова Макрона отреагировали в Германии. Шольц назвал предложение французского лидера не очень целесообразным, а последовавшие затем комментарии вскрыли наличие серьезного конфликта между двумя политиками. Помощники канцлера, процитированные агентством Bloomberg, представили Макрона «монархической фигурой, у которого излагать грандиозные заявления получается лучше, чем воплощать их в жизнь».
В Париже незамедлительно ответили, назвав Шольца политиком «без амбиций и мужества, неспособным мыслить шире краткосрочной перспективы».
Спустя неделю после случая с Макроном мировое информационное пространство было взорвано утечкой в медиа беседы по телефону высокопоставленных немецких военных, обсуждавших применение пока не поставленных Украине ракет по Крымскому мосту. При этом европейские СМИ сделали акцент не только на содержании неосторожного разговора, но и на факте его утечки, которая может вылиться в недоверие к Германии со стороны союзников по НАТО, поскольку подобный «слив» может оказаться не последним. А вот содержание беседы генералов, говоривших о том, что украинцы сами справятся с управлением ракетами, ставит канцлера Шольца в неприятное положение, ибо он аргументировал отказ от их поставки необходимостью отправки на Украину военнослужащих бундесвера, якобы без помощи которых украинские военные не обойдутся. Теперь нежелание Шольца может быть объяснено как попытка спекулировать на теме мира с целью поднять упавший рейтинг «светофорной» коалиции. Германский канцлер получил от СМИ и европейских политиков порцию критики, не меньшую, чем неделей раньше Макрон. Только Шольц может сослаться на мнение сограждан, 56% которых не желают, чтобы требуемые Украиной ракеты направились туда, а Макрон лишен подобного аргумента со стороны соотечественников относительно своего громкого заявления.
Немецкие генералы говорили, что отправка ракет Украине — инициатива исключительно министра обороны Бориса Писториуса, которого при желании можно обвинить в нарушении конституции ФРГ, со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до завершения его политической карьеры. Но сейчас Шольц не будет увольнять министра обороны, потому что авторитет правящей СДПГ рухнет без шансов подняться к выборам следующего года.
С другой стороны, скандал с неосторожным разговором позволит окончательно поставить точку в дискуссии о поставках ракет после того, как этот вопрос снова будет проголосован в бундестаге. Скорее всего, депутаты откажутся от авантюры с германскими ракетами для Украины, но они могут попасть туда обходными путями, например, посредством их покупки другой страной НАТО у Германии с последующей передачей Украине.
На данный момент мы имеем в сухом остатке только одно последствие двух скандалов — громкую публичную ссору Франции и Германии, корнем которой являются прошлые неразрешенные противоречия, далекие от украинской темы. Но только в этот раз отсутствие взаимопонимания стало достоянием широкой общественности. Чтобы ввести публику в заблуждение и попытаться сгладить противоречия, Шольц в одном из своих интервью заявил, что никаких напряженных моментов у него с Макроном нет: «Мы с Эммануэлем Макроном близкие друзья, и у нас очень хорошие отношения. Однако по этому вопросу (отправки военнослужащих НАТО на Украину, — прим. Авт.) у меня очевидно другое мнение, чем у президента Франции, и он это тоже знает. Но это не напряженность между Францией и Германией. Мою позицию разделяют почти все другие страны Европы, а также США».
Кто может поверить в это, и кому адресованы слова канцлера, непонятно, ибо череда скандалов только усилила ощущение того, что серьезный разлад между позициями Франции и Германии по Украине все же имеет место.
Текст: Александр Черный