В февральское воскресенье мы решили отправиться в музей-мастерскую скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Находится она в в доме на углу Тверской улицы и Тверского бульвара, или по-старому в "Доме под юбкой", следующая дверь после входа в магазин "Армения".
В этой мастерской жил и работал С.Т.Конёнков с 1947 по 1971 года, то есть до самой своей смерти. Музей же был открыт в 1974 году к столетнему юбилею скульптора.
В мастерской очень много скульптур. Вот прямо в вестибюле находятся кресла, сделанные из пеньков, скульптурный автопортрет и женская фигура "Магнолия". По некоторым сведениям, "Магнолия" это скульптурное изображение жены Конёнкова Маргариты.
В музее также представлено много скульптурной мебели, привезенной из США, где Конёнковы прожили около 20 лет.
Само собой разумеется, что материалом для этого нового мира возвращающихся представлений древней славянской мифологии, для этих вековечных обитателей лесных дебрей, не мог служить ни мрамор, ни даже вообще камень. Для Микеланджело в мраморе дремали боги, которых ваятель вызывал к жизни из недр каменной глыбы. Для Коненкова в стволе каждого дерева даже не дремали, а таинственно жили ушедшие туда много веков назад лесные духи: кленовичок, старичок-полевичок или просто старенький старичок, русалочка, страшный до смешного черт Астрахан, или сама бабушка ведьма - костяная нога.
С.Глаголь.
"... Об этой мебели распространилась молва. Взглянуть на нее приходили малознакомые и совсем незнакомые люди. Появилась у нас в доме - вот ведь как их проняло! - миссис Джоан Рокфеллер.
-Сколько стоит ваша мебель? - последовал вопрос.
-Эти вещи мне не принадлежат. Я подарил их моей жене.
Миссис Рокфеллер, полагая, что мы торгуемся, набиваем цену, обращается к Маргарите Ивановне:
-Продайте мне эту мебель. Я заплачу столько, сколько вы спросите.
-Нет. Я не могу этого сделать. Это подарок - он не продается".
Конёнков С.Т. МОЙ ВЕК
Конёнков удивительно чувствовал дерево, но, на мой взгляд, самые лучшие его работы сделаны из более твердых материалов.
Например, скульптурное изображения Степана Дмитриевича Эрьзя, известного мордовского (эрзянского) скульптора. Его настоящая фамилия Нефёдов, Эрьзя - псевдоним в честь названия народа.
Судьба Эрьзи во много схожа с судьбой С.Т. Конёнкова. Оба в 20-е годы уехали в эмиграцию: Конёнков - в США, Эрьзя - в Аргентину. Оба вернулись в СССР, но Конёнков прожил намного дольше.
Вот замечательная скульптура, изображающая Надежду Плевицкую
С Надеждой Плевицкой Конёнков познакомился в эмиграции. Сергей Конёнков вспоминал: «Как-то я попал на концерт исполнительницы русских народных песен Плевицкой, пользовавшейся громкой славой, как прежде – в России, так и после, в эмиграции, в Америке. Аккомпанировал ей Рахманинов. Можете представить, какое это было чудо! Одета Плевицкая в русский сарафан, на голове кокошник, весь в жемчугах. Рахманинов в черном концертном фраке, строгий и торжественный. У Плевицкой, выросшей в русской деревне, жесты женщины-крестьянки, живые народные интонации, искреннее волнение в голосе».
Плевицкая еще в России знала меня как скульптора. Согласилась позировать. Работал я самозабвенно. Мне тоже хотелось, чтобы всегда звучал ее голос, чтобы образ красивой русской женщины - певицы не исчез из памяти народа. Ведь она первой вывела русскую народную песню на большую эстраду. На портрете, сделанном мной, Плевицкая одета в любимый наряд - сарафан и кокошник. Я постарался в облике ее подчеркнуть то, что она русская крестьянка.
С. Конёнков
Конёнковы в США активно участвовали в Обществе помощи России в войне, в котором состояли многие видные деятели искусства и ученые. Возможно, именно это позволило Конёнковым обзавестись таким широким кругом знакомств за рубежом.
На мой взгляд, это очень хорошее изображение Ф.М. Достоевского.
Нельзя не сказать о том, что С.Т. Конёнков был очень увлечен религиозными учениями. В США он был членом общины "Ученики Христа", основанной Ч.Т. Расселом, основателем запрещенной, но очень известной секты. В экспозиции очень много религиозных скульптур, не канонических, но безусловно исключительно талантливых.
Это огромное изображение Христа в теплое время года Конёнков вытаскивал на улицу в небольшом придомовый садик. Еще в 60-е годы москвичи, проходя по Тверскому бульвару, могли его увидеть.
Одна из самых впечатляющих поздних работ
За Паганини длиннопалым...
Больше всего в мастерской мне понравились две скульптуры. Первая из них - "Сон" незакончен.
Вторая - скульптура "Юность" 1955 года
Не могла отойти от этой скульптуры, мне она кажется лучшей. Наша замечательная экскурсовод рассказала нам историю этой работы.
В 1954 или 1955 году к Конёнкову пришла семейная пара с фотографией юной девушки, которые попросили сделать его надгробный памятник. Конёнков отказался: "Я - великий, я не делаю надгробные памятники". Но через несколько дней Сергей Тимофеевич стал расспрашивать у дворников об этой семейной паре и с большими трудностями ему удалось их найти. Оказалось, что семейная пара хотела заказать изображение своей рано умершей дочери Софьи Марон. Конёнков сделал для них такую удивительную скульптуру. Как оказалось, скульптура осталась дома, ее не отправили на кладбище. В 90-е годы в музей пришел нотариус, попросившей забрать из квартиры завещанную музею скульптуру. К сожалению, я не смогла пока найти эту информацию нигде, мне бы очень хотелось узнать об этом подробнее.
Прошел уже почти месяц после посещения, но я часто вспоминаю скульптуры Конёнкова, и сам дом-мастерскую. Хочется узнать побольше и посмотреть еще раз.