Работая с деструктивными убеждениями, которые мешают клиенту жить полноценной жизнью, я нередко сталкиваюсь с историями, связанными с прошлой жизнью в той или иной религии, например, прошлые жизни монахов. Дело в том, что жизнь монаха или священника подразумевает ограничения. Это могут быть различные обеты: безбрачия, молчания, отречения от мирской жизни, вечного служения людям и т.д. Одновременно сама философия монашества, отшельничества подразумевает ограничения в еде, развлечениях, отдыхе и т.д. Такие жизни часто связаны с тяжелым трудом, постом, молитвой и отсутствием мирских радостей.
Однако, сами по себе жизни в теле монаха не являются деструктивными, в них очень много ресурса, духовности, благости. И погружаясь в такие жизни, можно удовлетворить свою потребность в духовном поиске, но одновременно такие жизни могут привнести ограничения уже в нашу современную жизнь.
Например, разбирая с психологом свою установку: «Писать хорошие тексты можно только ночью» я погрузилась в историю своей прошлой жизни, где была монахом, который переписывал религиозные тексты под слабый свет свечи именно ночью. Почему так? Потому что день был занят молитвой и трудом, а ночью можно было добровольно заниматься духовными делами. Переписывание текстов не было обязанностью, это была награда. По крайней мере я так чувствовала внутри. В этой жизни я часто пишу ночью. Рациональный мозг объясняет это тем, что ночью меньше информационного шума, отвлечений на срочные дела и телефон. Но под всеми вышеописанными объяснениями лежал еще один слой убеждений, который поселился в моей голове в прошлой жизни монаха. В таких случаях важно договориться с этой частью личности (душой монаха), позволить себе работать над текстами днем для того, чтобы не сбивать циркадные ритмы и не приводить к неблагоприятным последствиям, связанным с депривацией сна.
Другой случай, связанный с ограничениями проявления и масштабирования в творчестве, развернулся на сессии с клиенткой. Девушка пришла с запросом на недостаточную проявленность в рабочем пространстве. Она хотела видимости и значимости, но внутренний голос говорил быть тихой, скромной, не выпячиваться, а лучше помолиться за всех. Я попросила описать эту внутреннюю фигуру. Девушка стала рассказывать, что видит мужчину монаха, очень развитого телосложения, что называется, косая сажень в плечах. Руки монаха были огромными, все пальцы и ногти казались черного цвета. Этот человек много работал с землей, поэтому земля была под его ногтями, она въедалась в кожу пальцев. Труд составлял весь день монаха, поэтому в текущей жизни девушка очень много работает, и считает это нормой. Но в ситуации роста и изменений клиентке хотелось проявлять себя, показывать свои труды, но одновременно внутренний монах требовал быть скромной и молчаливой. Возник внутренний конфликт, который разрешился через образ смерти монаха. Данный образ родился сам, поэтому он был терапевтичным. Означает ли что нужно всегда «убивать» внутренние субличности? Конечно нет. Но в данном случае такой исход был логичным и понятным.
Прошлые жизни, связанные с религиями, обычно вносят свои ограничения, но и дают определенный ресурс. Например, то чувство из моей прошлой жизни монаха, когда ты работаешь потому, что хочешь и можешь, а не за вознаграждение или другую мотивацию, говорит о высших духовных потребностях, которые Абрахам Маслоу (психолог, один из основоположников гуманистической психологии) в своей пирамиде назвал «самоактуализация». То есть это потребности, связанные с развитием своего таланта, способностей, стремление к внутреннему единству. Такой опыт очень важен, он ресурсный, он дает те чувства, которые не всегда присутствуют в настоящей сегодняшней жизни. Но одновременно религиозные жизни несут большое количество ограничений. И здесь важно выборочно избавиться от них.
Почему выборочно? Потому что наши ценности и мораль сотканы из ограничений. Так или иначе в нас «прошиты» заповеди: «не убей», «не укради» и т.д. Но очень важно выявить те ограничения, который действительно мешают нам развиваться и проявляться, как личности.
Статья написана 11 ноября 2023 г.