В Индии не принято пить алкогольные напитки, и это вроде как само собой разумеющееся, ведь в столь высокодуховной и просветленной стране, среди молитв, йоги и випассан, горячительным напиткам просто не остается места. К тому же, огромную роль в данном вопросе играет религия, и если более демократичный индуизм напрямую не запрещает людям употреблять спиртное, то среди индийских мусульман любителей горячительного встретить практически невозможно, и все из-за религиозного неприятия алкоголя.
Также во многих штатах Индии, например, в Гуджарате, спиртное в принципе находится под строжайшим запретом: его нельзя не только употреблять, но и продавать.
Однако, несмотря на вышеперечисленные факторы, индийцы пьют, и пьют достаточно много – причем среди любителей горячительных напитков встречаются как совсем молодые индийцы, городские парни и девушки, так и весьма зрелые граждане.
Более того, среди жителей Индии встречаются и самые настоящие алкоголики, которые пропивают все заработанные тяжким и зачастую весьма грязным трудом деньги, бросают свои семьи и ведут аморальный образ жизни. На протяжении многих лет правительство Индии пытается искоренить пьянство среди местного населения, однако видимых успехов в этом нелегком деле добиться пока так и не удалось…
До определенного периода жители Индии не знали такого понятия как алкоголизм. Да, безусловно, алкоголь индийцы употребляли: в сельской местности варили традиционное просяное или рисовое пиво, а также тодди – пальмовое вино; в городах в ходу были напитки покрепче.
Однако никто не видел в употреблении горячительных напитков проблемы. Возможно, это обуславливалось тем, что большинство религиозных течений, существовавших в стране в то время, либо не одобряли (шиваизм, буддизм, тантризм, христианство, древние племенные культы), либо запрещали (ислам, джайнизм, сикхизм и вайшнавизм) употребление спиртного в любых количествах.
Ситуацию изменили англичане, завоевавшие Индию. Именно они привезли с собой и, соответственно, познакомили местных жителей не только с культурой употребления крепких спиртных напитков, но и особенностями его производства. С подачи британцев на Индостане появились пивзаводы, началось производство виски, вина и рома. Английские колонизаторы искренне считали, что хорошая порция виски или рома способна не только скрасить унылые трудовые будни, но и является профилактикой местных болезней. Этой же философии со временем стали придерживаться и индийцы, тратившие все свободные деньги на хмельные напитки, тем самым, превратив их в статусный продукт и… своеобразный освободительный манифест.
Как это не удивительно, но именно в возросшем потреблении алкоголя и колонисты, и индийское национально-освободительное движение видели угрозу, с которой необходимо было бороться. Так, к примеру, британцы просто запретили продажу спиртных напитков не европейцам, а вот Махатма Ганди пытался исправить ситуацию мудрым словом и убеждал окружение, что «алкоголь способен разрушить индийскую культуру».
Забегая вперед, скажу, что ни один, ни второй способ отвадить индийцев от алкоголя, не сработали. Лишь только колонисты покинули берега Индии и большинство штатов получили долгожданную независимость, в Индии практически повсеместно началась свободная продажа спиртных напитков. Да и призывы Ганди к трезвости тоже не особо помогли: индийцы от горячительного отказываться не стали.
В 90-е годы в Индии потребление алкоголя возросло в разы, а все потому, что тотальная урбанизация вкупе с либерализацией экономики полностью изменила ситуацию в индийском обществе, сделав одних богатыми и сбросив других на социальное дно. Так, например, неграмотные крестьяне, чьи владения когда-то располагались на окраинах, а в последствии оказались в центре растущих городов, получили от правительства огромные по тем временам суммы.
Другие же, менее удачливые, с подачи того же государства лишились всего и вынуждены были переселяться в трущобы и вести жалкое существование. И в том, и в другом случае жизнь индийцев так или иначе была сопряжена с алкоголем. Одни пили от неожиданно свалившейся на них радости, другие – от беспросветной тоски.
Спрос, как известно, рождает предложение, и возросший интерес индийцев к алкогольной продукции стал причиной активного производства не качественного, а если быть точным, «паленого» алкоголя. Кроме того, увеличился спрос на деши дару - алкоголь местного производства, дешевого спирта-сырца, продажа которого была запрещена за пределами штата, поскольку процесс перегонки деши дару, как правило, вообще никем не контролировался. В частности, существовало мнение, что в деши дару для крепости нередко добавлялся метанол, а это, в свою очередь, приводило к массовым отравлениям по всей Индии.
Однако отравление – далеко не единственное негативное «послевкусие», которое дарил алкоголь. Согласно статистике, употребление хмельных напитков являлось причиной резкого роста преступности, и особенно домашнего насилия. А все потому, что индиец, с детства загнанный в рамки традиций и воспитанный в строгости, под воздействием спиртного в буквальном смысле «слетал с катушек». Говоря более официальным языком, он отключал свои моральные ограничители и выпускал на волю все подавленные негативные эмоции.
Несмотря на все негативные последствия употребления алкоголя и особенности религиозных убеждений, индийцы продолжают пить, причем далеко не всегда это слабоалкогольные напитки и любимое всеми пиво. Граждане Индии очень любят ром, виски, а также традиционные напитки вроде Тонгба крепостью в 6-8 градусов, который изготавливается из забродившего пшена, или Хандии – напитка крепостью 8-10 градусов из риса, травяных сборов, древесных корешков и сена.
Власти Индии, надо сказать, тоже как могут борются с вредным пристрастием местных жителей, однако успех редко когда оказывается на их стороне. Так, к примеру, после того как в стране была запрещена реклама горячительных напитков, их производители пошли на хитрость и начали рекламировать… компакт-диски или бутилированную воду под теми же «алкогольными» брендами. Ну а реклама, как известно, есть реклама, и свою функцию она выполняет на «отлично»!
Ну и, конечно же, во многих индийских штатах существуют прямые запреты на продажу и употребление алкогольной продукции. Однако и в этом вопросе существует один нюанс: налоги на алкоголь формируют немалую часть бюджета, поэтому полный запрет на продажу крайне негативно сказывается на состоянии казны штата. Кроме того, как показала многолетняя практика, прямые запреты чего-либо работают плохо и вызывают обратную реакцию, ведь, как известно, запретный плод сладок…
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал. Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!