В качестве извинительного реверанса перед теми, кому не интересно читать про техническую составляющую моих стихотворений:
Если рассказывать предысторию стихотворения, оно потеряет часть своей привлекательности для тех, кто хочет самостоятельно считывать духовную информацию в переливах созвучий. А если глубокомысленно формулировать мысли вокруг, чтобы создавать подходящую атмосферу для этого самого «считывания», то это требует времени на обдумывание, равное минутам сотворения полноценного произведения. Поэтому я рассказываю о поэтической технике, вложенной в размещенные стихи (для тех, кому интересно), чтобы дополнительно намекнуть читателю, что многие из моих наивных «жжж» очень даже неспроста, но все-таки слишком много времени на оформление не трачу.
Вот.
Итак, эта статья посвящена постному сонету. Сам термин «постный» появился из-за обилия приемов и украшений, доступных современным поэтам при создании стихотворений с твердыми формами для обозначения возвращения к истокам. Например, наименование формы «постный итальянский сонет» говорит о том, что сонет должен строго состоять из двух катренов и двух терцетов с одной из классических рифмовок и быть написан пятистопным ямбом без цезуры или шестистопным ямбом с одной цезурой (так уж сложилось в русской традиции).
Через несколько лет после появления термина неожиданно появилась форма «постный сонет» сама по себе, отдельно от других классических форм.
Строгие правила постного сонета
- всего 2 рифмовки (поступательные): abcd abcd abc abc и abcd abcd efg efg
- один размер для всех строк
- один вид рифмы (либо мужская, либо женская, либо девичья)
- если стопность большая, обязательная строгая цезура
- строфы кончаются точками («.», «?», «!»), то есть строфа = предложение/абзац
- рифмы не повторяются
- рефренов нет.
Выбрала для своего постного сонета
- Рифмовку: abcd abcd abc abc
- Размер: дихоридиямб / _ / _ _ / _ /
- Рифма: мужская
- 8 слогов не требуют цезуры
== * * * ==
В Китеж-граде искать жену?!
И не пробуй! Авось, найдёшь...
Где волны перекатной нем
Зов, не город — один лишь дом.
Скифов град отошел ко сну
В ту страну, где лишь мёртвый вхож
В арок белых подлунный снег
Дверью Бога в запретный дол.
Тот, один, что сберег весну,
Серебра неразменный грош
С сотней копий лежит на дне.
За женой не иди ко дну;
Васильков, что объемлют рожь,
Собери и приснишься мне.
© Стихи. Алиса Чин. 2024 г.
⇐ «Что ж, каждый день свет движется в закат...» Сонет-закатник || Оглавление || «Я пламя не держу чужим мечтам...» Сонет-восходник ⇒
Достаточно расписала технику стихотворения?
Понравилось? Подпишись! Я выкладываю 3 стихотворения в день (МСК: 08:00, 12:00, 18:00)!