Найти тему

Казаки-мореходы часть 10

Взято smartik.ru
Взято smartik.ru

Яицкие казаки.

Яицкие казаки — это уральские. И они своим рождением в истории обязаны морю, в морских просторах добывали они себе пропитание и славу. В 1577 году стольник московского царя Иван Мурашкин, разгромив базу казаков-разбойников на Волге, и представить себе не мог, что своими действиями даст импульс рождению сразу трех новых казачьих Войск: Сибирскому, Терскому и Яицкому.

Одна из ватаг разгромленных волжцев добралась до северного побережья Каспийского моря. В 1580 году ватага атамана Нечая выбила из устья реки Яик (Урал) ногайских татар и, чуть поднявшись вверх по реке, спустя год основала укрепленный казачий Яицкий городок. Положив начало Яицкому казачьему Войску. Яицкие казаки действовали примерно в тех же акваториях Каспия, что и низовые терцы. Однако своей морской культуры создать не сумели. Во-первых, их «кадровый состав» вышел из сугубо разбойничьей среды. Она охотно откликалась на призыв заняться грабежом, но не любила сосредоточенного и организованного труда. Морские суда яицких казаков в точности повторяли струги донских казаков, которые то и дело наведывались на Каспий — пограбить. Во-вторых, в устье Яика, по соседству, очень быстро разместился сильный гарнизон войск московского царя. Яицкие казаки не имели той природной защиты, как терцы, от астраханских воевод. И потому находились под постоянной угрозой атаки со стороны царских карательных отрядов. Можно ли было в такой обстановке спокойно возводить пирсы, торговые прибрежные склады? Тем более собор, архив, общественные сады и бани? Потому яицкие казаки имели только одно спасение — в море. По Каспию они бродили, как цыгане, только вооруженные, и под парусом и на веслах. Не было у них, что называется, ни кола ни двора, а только сабля, весло, парус да пара абордажных пистолетов. Но от их набегов ежились и московские, и персидские купцы. 

В 1631 году — яицкие казаки грабили и топили суда московских купцов. 

В период с 1632 по 1634 год яицкие казаки, соединившись с донскими, разоряли персидские прибрежные города: Дербент, Баку, Назабад и опустошали прибрежную персидскую провинцию Гилян. 

В 1667 году Бог послал им энергичного и талантливого флотоводца в союзники — донского атамана Степана Разина. Под его командованием яицкие казаки рассчитались со своими давними обидчиками—с царскими стрельцами, разгромив их войско в устье Яика. 

В 1677 году — яицкие казаки, окрыленные победами, сожгли крепость московского царя в устье реки Яик и, развернув форштевни своих судов, пересекли море для того, чтобы напасть на Баку. И напали! Шах молил всемогущего Аллаха о спасении. Седой Каспий раз за разом выплескивал на его владения флотилии своих «викингов»: запорожцев, донцов, терцев... А тут с севера принес еще одну напасть — яицких казаков. 

Надо отметить, что тактика боевых действий на море яицких казаков ничем не отличалась от приемов терцев или донцов. И корабельной артиллерии на своих морских судах яицкие низовые станичники не имели. Оружие — только холодное, да пищали с пистолетами, для очень краткого огневого боя. Московский царь и персидский шах, оба в одинаковой степени ощущали угрозу торговому мореплаванию со стороны яицкой казачьей флотилии. Ее гибель была предрешена историей, как гибель их соседей-терцев. С казнью атамана донцов, Разина, яицкие казаки лишились мощного союзника. А в Кремле им припомнили «подвиги» в устье Яика. Ранее моряков-терцев, яицкие казаки были оттеснены вверх по реке, в глубь континента. Выход в Каспийское море был плотно перекрыт царскими войсками. О славных морских походах, о морских десантах, об абордажных боях пришлось яицким казакам забыть сразу и навсегда. Только из старинных дедовских преданий и песен знали они, как поет ветер в парусных снастях, как дрожит стрелка компаса и как плещутся солнечные лучи рассвета и заката в волнах теплого моря. Уже к началу XVIII века яицкие казаки остались лишь искусными рыболовами. Впрочем, на ниве торгового мореплавания они также не потерялись. История сохранила имя первого морского судовладельца на Каспии среди яицких казаков в XIX веке. Им стал казак Федор Андреевич Попов. 

И напоследок — совсем малоизвестная страница морской истории уральского (яицкого) казачества. Современные экологи и гидрографы спорят, что такое усыхающий Арал — море или огромное соленое озеро. Яицкие казаки внесли свою лепту в его освоение. В 70-х годах XIX века местный губернатор направил в адрес Наказного Атамана Уральского казачьего Войска просьбу — прислать опытных рыболовов, для начала морского промысла в водах Аральского моря. Рыбы в нем было в то время много, а всерьез ее ловить местные тюркские народы не умели. Вот и попросили уральцев прислать своих мореходов для передачи опыта. Об этом промелькнула информация в журнале «Русское судоходство» за 1910 год. Тема малоизвестная, но то, что попросили направить в качестве инструкторов морского промысла казаков-уральцев, — свидетельствует в пользу «мореходности» этого казачества.

Итак, морские казаки: донцы, запорожцы, терцы, яицкие... В общем-то их древней историей периода XVI—XVII веков и исчерпывается история казаков как морского сословия. Но, оценивая их, можно сделать вывод — казаки сформировались исключительно как морское сословие, став авангардом славянского, православного мира в деле освоения Мирового океана. Ими пройдены тысячи морских миль в Атлантическом, Тихом и в Северном Ледовитом океанах: покорен Дюнкерк, открыт пролив между Америкой и Евразией, к Руси присоединена Камчатка. Казаками в Азовском, Каспийском и Черном морях выиграны десятки морских боев и сражений, потоплены сотни мусульман, взяты десятки прибрежных крепостей и городов, высажены сотни успешных морских десантов. Казаками велась обширная морская торговля со многими странами Востока. На островах, на берегах отстраивали свои городки и столицы казаки. В станицах росли и воспитывались адмиралы, матросы, комендоры казачьего флота, капитаны дальнего плавания и удачливые рыболовы-промысловики. На казачьих судоверфях спущены на воду тысячи боевых и транспортных морских судов. На стапелях оттачивали свою квалификацию казачьи корабелы — инженеры, кузнецы, канатчики, плотники, парусных дел мастера. Они не нуждались в специалистах из Амстердама или Лондона. Да, казаки не возводили многопушечных кораблей с большой осадкой. Но только потому, что не имели в них нужды. Им было нужно море, а не корабли сами по себе. Вольное казачество допетровской эпохи сложилось как экономическое сообщество, живущее морем. Не кавалеристы сухих степей от случая к случаю брали в руки весла... А моряки порой садились в кавалерийские седла. И только. И еще одно доказательство этому. В начале 80-х годов XIX века стал восстанавливаться русский регулярный Черноморский флот. Строились новенькие канонерские лодки. И в черноморском Адмиралтействе стали присваивать им казачьи названия: «Донец», «Запорожец», «Терец», «Уралец», «Кубанец». Пять боевых кораблей один за другим получили казачьи названия. Если бы станичники этих войск никогда не имели никакого отношения к морю и флоту, то зачем было в их честь называть черноморские корабли? Нет, царские адмиралы знали, чем можно пугать турок. И спустя два века в Стамбуле ежились при воспоминании о свирепых эскадрах «православных крестоносцев» — казаков.

Подпишитесь на канал.

Морские приключения | Дзен

Предыдущая статья.

Желающие более подробно ознакомиться с морской историей казачества могут прочитать книгу: 

Смирнов А.А. Морская история казачества. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 288 с. — (Казачья слава). I8ВN 5-699-18339-6