Найти в Дзене
Я путешествую одна

В тени войны: ночь в ДHР перед 8 марта

8 марта, в 3 часа ночи, я проснулась от сильного и раскатистого грохота, вроде бы ПВО. 4 раза отработало. Было очень громко и даже жутко. Я лежала в темноте и всё время думала о том подъезде, который сложился в Одессе. Думала, что я живу на одном из верхних этажей и если что, если вдруг, у меня и мамы довольно высокие шансы выжить, нас найдут среди первых и, возможно, живыми. Боже, какие дурацкие мысли! Не хочу их думать. Переворачиваюсь на другую сторону, но продолжаю лежать в напряжении, прислушиваться и ... думать. Снова о том же.

За шторкой, на подоконнике, стоял букет тюльпанов для мамы и я представляла, что могу их не подарить, если ... если ПВО пропустит ракету. Впервые мы с мамой не переговаривались среди ночи, разбуженные этой атакой, но я слышала, как она ворочается на диване, она не спала, как и я.

Я протянула руку к телефону. 03:16. Полистала новости, прислушалась к тишине за окном. Теперь можно спать. Вроде бы на сегодня всё.

Мне кажется, что как бы человек не был далеко от передовой, пока он слышит звуки войны, то и не может спать спокойно. Сколько раз мы были разбужены посреди ночи той же работой ПВО? Да почти каждую ночь. А ночью фантазия срывается с поводка и пугает своей неудержимостью. Она подпитывает страхи и буйно цветёт в сонных мыслях.

Вот такой была ночь перед Международным женским днём, перед цветами, солнечной погодой и вкусным застольем. Изнанка жизни на Дoнбассе. Днём смело вышагиваешь по городу, а ночью просыпаешься от работы ПВО. И, на самом деле, это шикарная жизнь в тылу, города на передовой и таким не могут похвастаться.

Когда я приезжаю в Крым на работу, я упиваюсь тишиной, размеренностью и безопасностью. На Южном берегу жизнь течёт совсем в другом русле. Там нет страха, нет опасности, нет войны. Как будто другой мир. Мир, давно нами утерянный.

Когда я смотрю некоторые видео с жителями ДHР чьи дома попали под обстрел, я вижу в их глазах такую пронзительную тоску и усталость, в них нет ярости, одна только пустота. Механические ответы, тяжёлые вздохи, обречённость и смирение. 10 лет глубокой бороздой прошли сквозь жизнь Дoнбасса.

В самые громкие дни идёшь по улице и с чувством внутреннего опустошения слушаешь канонаду. Как будто так было и так будет всегда.

А потом на праздники накрываешь стол, покупаешь обновки, радуешь себя и близких маленькими приятностями, и просто живёшь, как можешь, на сколько хватает сил и средств. Закрываешь окно и Телеграмм, отгораживаешь от внешнего мира и живёшь в своём. Даже если кто-то осуждает тебя в сети, усмехаешься зло и вычёркиваешь этого человека из своей жизни. Что он знает о твоих пропастях? Разве шагал с тобой бок о бок? Рыдал и дрожал под обстрелами? Ночевал в подвале? Смотрел, как "Град" стремительно пересекает небо, пока ты зачаровано чистишь зубы, глядя на его огоньки?

Мы все изменились и многое не будет прежним. Каждый прожил свой личный опыт, перетерпел, переплакал и сделал шаг на встречу жизни. Так это мы - мирные, а какой опыт обрели военные? Через какие пропасти проходят они?

А за окном снова встаёт солнышко, освещает наш бренный мир, развеивает по ветру тягостные мысли после шумной ночи, и жизнь снова хороша и бежит вперёд стремительной рекой.

Так и живём: настороженно прислушиваясь к ночи и радуясь новому, наступившему дню.

-2