Генерал Николай Ватутин был одним из самых талантливых военачальников периода Великой Отечественной войны. Сами немцы называли его не иначе как "гроссмейстер". Несмотря на то, что он был генералом и вполне себе мог сидеть в штабе, он постоянно был на фронте. На фронте он и погиб, правда не в бою, а от рук бандеровцев, устроивших на него засаду ночью в одном из населенных пунктов. А если быть более точным, то скончался некоторое время спустя, получив в том краткосрочном бою ранение. Многие десятилетия об этом покушении на него не было известно практически ничего. Точнее даже не так. Было известно, но только со слов Хрущева. Как оказалось спустя годы, благодаря многим рассекреченным архивам и воспоминаниям, все указывает на то, что как раз из-за Хрущева Ватутин тогда и погиб. Этому нет прямых доказательств, есть лишь множество косвенных. Более того, спустя годы, Хрущев хотел освободить из лагерей одного из тех, кто тогда совершал покушение на Ватутина. Хотя самого Ватутина при этом называл своим другом. Зачем? Вот такая запутанная история. Поэтому буду излагать только факты, дабы не запутывать ее еще больше, а выводы, я думаю, вы сможете сделать сами. Хотя, тут, как мне кажется, все более чем однозначно.
Итак, 29 февраля 1944 года генерал Ватутин выехал из города Ровно в Славуту. Ватутин объезжал штабы армий и лично общался с командующими, потому как планировал в скором времени нанести внезапный удар по фашистам, но об этом никто особо не должен был знать. Выдвинулся он от генерала Пухова к генералу Черняховскому, который, погибнет ровно через год при весьма загадочных обстоятельствах, получив ранение тоже в машине. Около 19-00 машина Ватутина въезжает в поселок Милятин, что на юге Ровненской области, где их уже поджидала засада бандеровцев. В ходе возникшей перестрелки генерал Ватутин был ранен в бедро. Аналогичное ранение получил один из солдат, сопровождавших генерала. Спустя некоторое время, генерала Ватутина не станет. Его так и не смогли вылечить после ранения. Что касается второго раненного бойца, то его аналогичное ранение смогли вылечить, он вернулся на фронт. А теперь давайте перейдем к деталям и разберемся, причем тут Хрущев.
О событиях того вечера мы можем знать только из четырех источников - это мемуары маршала Жукова, докладная записка начальника СМЕРШ Осетрова, допросы бандеровцев и воспоминания сопровождавших генерала красноармейцев. Сразу скажу, что воспоминаний красноармейцев нет практически нигде. Никто из них, лишь за редким исключением, не давал интервью по этому поводу, а их имена были позже вычеркнуты из многих документов по этому делу.
Маршал Жуков пишет о том, что кортеж Ватутина состоял из четырех машин. Его слова подтверждает допрос одного из бандеровцев - Федора Воробца, запомните это имя. Но, сразу возникает вопрос - а куда спустя годы делись две машины? Дело в том, что мемуары Жукова несколько раз переписывались. В первый раз в них было четыре машины. В последний раз, а это было уже при Хрущеве, когда мемуары "немного подкорректировали", машин стало уже две.
В первоначальной версии мемуаров Жукова, Ватутин с солдатами принял бой и начал отстреливаться, а не повернул резко назад. Не повернул, в том числе, из-за преграждавших путь следующих за ними двух машин. Правда из тех машин никто огонь по бандитам открывать не стал, да и бандиты по ним не стреляли. Позже они повернули обратно и ретировались, оставив раненого генерала приходить в себя. А кто же там был в этих машинах?
"Впереди ехала охрана. Н.Ф. Ватутин был во второй машине со своим адъютантом и стрелком, а за ним, на некотором удалении, шли две машины Н.С. Хрущёва. Первые две машины попали под обстрел бандеровцев..."
Во время правления Хрущева, эти строки из мемуаров убрали и заменили все упоминания Никиты Сергеевича на члена Военного Совета по фамилии Крайнюков. Такой действительно существовал в те годы и действительно иногда ездил с Ватутиным по фронтам. Но, никаких существенных решений не принимал, а уж тем более никак не мог бросить генерала и уехать.
Почему поехали проселочной дорогой через поселок Милятин, а не другой, более безопасной, учитывая, что время вечернее и на улице было практически темно? Скажу более того, в штабе уже были сведения о том, что чуть ранее на этой проселочной дороге было совершено два нападения. Одно на грузовую машину тыла армии, а другое - на обоз с минами. Тем не менее, целый генерал решил ехать именно по ней, а часть своей охраны отпустил и те отправились по другой дороге. Исходя из документов СМЕРШ, этого требовала оперативность перемещения, на которой "настоял член Военного совета". Член Военного совета тогда с Ватутиным был только один - Хрущев, которого во всех мемуарах заменили позже на Крайнюкова.
Перейдем к количеству бандеровцев, которые атаковали машину генерала из засады. Итак, маршал Жуков пишет о том, что это была огромная толпа людей в количестве чуть-ли не 200-300 человек. На самом деле, показания бандеровцев, а именно Федора Воробца, говорят об обратном.
"Засаду сделали в районе действия сотни Деркача. В засаде находились две группы службы безопасности из сел Михальковцы и Сиянцы. Всего в операции нас участвовало до 30 человек. Руководил засадой Евгений Басюк (тоже запомните его), он же "Черноморец", начальник штаба дивизии "Холодный яр". На месте боя мы затем нашли важные оперативные документы и генеральскую шинель. В шинели потом долгое время ходил Чумак, который тоже был одним из участников нападения".
Почему такое разногласие в количестве? В первоначальной версии мемуаров цифры не было, она появилась позже, во времена Хрущева. Как утверждают историки, это сделано для того, чтобы показать, что встреча с огромной бандой была случайной, шансов у генерала против них не было. Но, если рассудить логически, даже сделай они каждый по одному выстрелу, машина генерала превратилась бы в решето.
В ходе перестрелки Ватутин получил ранение и был эвакуирован с места столкновения. Бандиты к тому времени отошли в лес, правда, спустя время, несколько человек возвращались на место перестрелки. Ватутина эвакуировали не на машине, а на обычной крестьянской подводе, из-за чего его состояние стало резко ухудшаться. Единственная машина, которая его могла увезти с места событий, ранее уже увезла Хрущева, о чем я сказал выше.
Когда Ватутина осмотрели врачи, они заявили, что рана не смертельная, но лучше срочно на лечение в Москву, иначе может начаться заражение. Но здесь появляется Хрущев, который, как видно даже по снимкам к статье, везде был рядом с Ватутиным. Хрущев всегда был рядом с теми, кто добивался каких-то успехов на фронте. Стоит говорить о том, что часть этих успехов затем приписывалась самому Хрущеву? Он наотрез отказывается отправлять генерала в Москву, заверяя о том, что здесь его поставят на ноги. Для этого Хрущев переправляет Ватутина в полуразрушенный госпиталь в Киеве. Туда срочно прилетают лучшие медики столицы, которые настаивают на ампутации. Но, Хрущев отказывается, запрещая при этом говорить такие вещи самому Ватутину. Ну а кто станет спорить с Хрущевым? Это же сразу трибунал по законам военного времени.
Спустя некоторое время, Хрущев забирает Ватутина в свой личный особняк под Киевом. Дальше события развивались уже более стремительно. Как и предупреждали врачи - заражение, а затем генерала не стало. Помните в самом начале статьи я упоминал бойца с аналогичным ранением? К тому времени его уже поставили на ноги и он собирался на фронт. А вот Ватутина почему-то только направляли из одного места в другое, при этом не занимаясь толком лечением. Сначала его отправили на обычной подводе, а затем и вовсе на поезде, вместе экстренной эвакуации самолетом. Самолет, как оказалось, уже отвез Хрущева, экстренно свободен был только поезд.
Ну а теперь перейдем к нападавшим. Федор Воробец, дававший показания, что указаны выше, был задержан в 1946 году оперативниками, внедренными в банду бандеровцев. На допросах признался в таком количестве злодеяний, что ему назначили высшую меру наказания. Тем более, он признался в том самом покушении на генерала Ватутина. Но внезапно суд, по непонятным причинам, изменил решение на 25 лет лагерей. Более того, когда Хрущев в 1955 году подписывал амнистию бандеровцам, Воробца должны были освободить одним из первых. К Хрущеву несколько раз обращались представители органов с уточнением о том, что действительно-ли амнистии подлежит участник покушения на генерала Ватутина? Хрущев отвечал утвердительно. Благо справедливость восторжествовала и его освобождение затянулось, а затем Воробец и вовсе "погиб из-за болезни" в одном из лагерей.
Евгений Басюк, который руководил группой, организовавшей засаду на Ватутина, тоже был схвачен органами. Это был не Воробец. Это был уже командир, хоть и не самого высшего звена. Понес наказание? Нет. Официально он был завербован НКВД и вроде как помогал вычислять бандеровцев. Неофициально никто из бывших сотрудников не может утвердительно сказать, что это было так на самом деле.
Ну а что Ватутин, его наверняка наградили Золотой звездой Героя Советского Союза посмертно? Нет, документы о награждении не подписал знаете кто? Правильно, Хрущев. Я лишь подсветил вам факты, выводы каждый сделает сам. Но факты, как видите, говорят сами за себя. Какие мотивы были у Хрущева? Как говорят бывшие сотрудники органов, у Ватутина имелись хорошие связи в СМЕРШ и после освобождения Киева всплыли некоторые документы касаемо Хрущева. Но это лишь домыслы, возможно спустя годы мы и узнаем всю правду.
Читайте также:
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов