2,7K подписчиков

Сочинение ЕГЭ по тексту Е.М. Богата «Волнующая это вещь — ощутить великую этику...»

953 прочитали

Сегодня разберём текст из Открытого банка заданий ФИПИ, который есть и в методических рекомендациях 2024 года: обязательно проанализируйте его в этом году, чтобы с лёгкостью написать сочинение об искусстве и творчестве!

В этой статье мы:

  • Прочитаем исходный текст и выделим в нём смысловые части;
  • Составим возможные планы сочинения-рассуждения;
  • А в конце я добавлю готовое сочинение, которое у меня получилось.

Итак, сам текст. Разными цветами выделим в нём важную информацию:

Светло-жёлтый цвет = сразу о главном: увидеть величие в "обыкновенных"людях, современниках. Оранжевый цвет = фраза Радищева. Зелёный цвет = подвиг Сергея Павлова
Светло-жёлтый цвет = сразу о главном: увидеть величие в "обыкновенных"людях, современниках. Оранжевый цвет = фраза Радищева. Зелёный цвет = подвиг Сергея Павлова

Жёлтый цвет = снова мысль о том, способны ли "обыкновенные" люди на подлинное творчество. Розовый цвет = определение творчества, привычное большинству людей. Светло-розовый цвет = опровержение автором этого представления. Фиолетовый цвет = доказательства автора, примеры подлинного творчества в обыденной жизни; и тёмно-фиолетовый цвет = вывод (позиция автора)
Жёлтый цвет = снова мысль о том, способны ли "обыкновенные" люди на подлинное творчество. Розовый цвет = определение творчества, привычное большинству людей. Светло-розовый цвет = опровержение автором этого представления. Фиолетовый цвет = доказательства автора, примеры подлинного творчества в обыденной жизни; и тёмно-фиолетовый цвет = вывод (позиция автора)

Попробуем составить пары примеров, определить их смысловую связь и сформулировать возможные проблемы. Ниже прикладываю получившиеся у меня варианты — готовые планы сочинений. Выбирайте любой, чтобы составить собственное рассуждение:

Опасность в этом варианте — повтор второго примера в позиции автора; постаралась привести разные цитаты
Опасность в этом варианте — повтор второго примера в позиции автора; постаралась привести разные цитаты
Всё то же самое, но проблему можно сформулировать по-другому
Всё то же самое, но проблему можно сформулировать по-другому
К этой же проблеме можно подобрать другие примеры-иллюстрации со связью ДОПОЛНЕНИЕ: две половинки — и гении, и обыденные люди — способны стать творцами
К этой же проблеме можно подобрать другие примеры-иллюстрации со связью ДОПОЛНЕНИЕ: две половинки — и гении, и обыденные люди — способны стать творцами
Проблему можно сформулировать по-другому, но ключевые идеи те же
Проблему можно сформулировать по-другому, но ключевые идеи те же
Возможен и такой вариант с уступкой, но мне он кажется проблемным. И хочется, и колется: очень трудно будет не повторить анализ смысловой связи в позиции автора
Возможен и такой вариант с уступкой, но мне он кажется проблемным. И хочется, и колется: очень трудно будет не повторить анализ смысловой связи в позиции автора
Интересная связь — ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: есть цитата Радищева, а есть пример Павлова, доказывающий её справедливость
Интересная связь — ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: есть цитата Радищева, а есть пример Павлова, доказывающий её справедливость
И напоследок ещё одна возможная проблема по этой же связке. Тут возможны и другие примеры — что бы вы взяли для иллюстрации?
И напоследок ещё одна возможная проблема по этой же связке. Тут возможны и другие примеры — что бы вы взяли для иллюстрации?

Итак, смежные проблемы можно раскрыть с помощью по-разному взаимосвязанных примеров: получилось и подтверждение, и уступка, и детализация, и дополнение (как же без него...)

Какой вариант вам кажется более логичным? Может, появились идеи раскрыть проблему вообще по-другому? Буду рада обсудить ваши варианты в комментариях)

Оставлю для вас пустой шаблон, чтобы поработать с планом самостоятельно ✏️
Оставлю для вас пустой шаблон, чтобы поработать с планом самостоятельно ✏️

И вот что в итоге получилось у меня:

Сочинение

Евгений Богат — один из советских писателей, который остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. Журналист рассказывает читателям о знаменитых открытиях, известных людях, прославивших родную страну. В предложенном тексте речь идёт именно о таких деятелях: писателе Радищеве, простом рабочем Павлове и других, менее заметных творцах, благодаря которым жизнь вокруг становится лучше. Какого же человека можно считать творцом? Над этим вопросом предлагает задуматься Е.М. Богат.

Размышляя о сути творчества, автор вспоминает знакомое каждому определение этого явления. Творчество – это «рождение чудесной новизны», «появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». Многие люди считают, что гении редки, что мало кто способен создать нечто действительно ценное и великое. Потому нам обычно кажется, что все гении остались в прошлом, а современная жизнь скучна и заурядна, лишена героических подвигов. Становится ясно, что люди привыкли считать творцами исключительных личностей, а большинство простых смертных обречено на бесславное существование.

Однако автор настаивает на том, что такое убеждение является ложным. Он рассказывает историю Сергея Степановича Павлова — простого рабочего-лекальщика, сумевшего изобрести хирургический инструмент для сохранения многих жизней. Этого человека, нашего современника, думающего в первую очередь о других, сложнее считать легендой, чем далёких Томаса Мора, Кампанеллу, декабристов и героев революции... Но ведь именно на таких людях, с любовью и заботой относящихся к окружающим, честно выполняющих своё дело, и держится мир. И домохозяйка, придающая уют дому, и водитель автобуса, бережно относящийся к пассажирам, и учитель, стремящийся передать детям всё самое лучшее, и простой рабочий — каждый человек способен привнести в мир что-то полезное, подарить радость ближнему. Мы понимаем, что творческой является и та деятельность, которая на первый взгляд кажется обыденной и будничной.

Данные примеры связаны уступительными отношениями: несмотря на убеждённость большинства в том, что творцами являются лишь исключительные гении, ими можно назвать и простых людей, с любовью относящихся к своему делу и к миру вокруг.

Евгений Богат приходит к следующему выводу: любого человека можно назвать творцом, если он выполняет свою работу неравнодушно, с «глубокой готовностью передать лучшее, что у него есть за душой», окружающим людям.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Настоящим творцом является каждый человек, который подходит к своему делу со всей ответственностью и любовью, желая привнести в мир что-то нужное и доброе. Историю творят простые люди, честно и самоотверженно трудящиеся на благо своей Родины. Этой мыслью пронизан роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьеру Безухову долго казалось, что судьбой страны управляют великие личности — императоры и полководцы, отдающие приказы. Но в плену у французов молодой человек знакомится с Платоном Каратаевым, простым солдатом-крестьянином, переворачивающим его представления о роли личности в истории. Платон не унывает и в самых суровых условиях: будучи в плену, он с милосердием относится к окружающим, охотно помогает людям вокруг, всегда находит доброе слово для ближнего. Всю жизнь он оставался простым солдатом, не гнался за званиями и почестями, добросовестно относился к службе и любым обязанностям, выпадающим на его долю. Именно от таких людей, составляющих великий народ, и зависит история страны: из их маленьких дел складываются большие победы.

Итак, творчество возможно в любом деле, а подлинный творец — это личность, со всей душой подходящая к выполнению возложенных на неё задач. Неважно, в какой сфере трудится человек: если дело способствует раскрытию заложенных в нём талантов, а его цель — принести пользу окружающим людям, то его можно считать настоящим героем и творцом.

Картина Н.П. Богданова-Бельского "Деревенские друзья" — для вдохновения ❤️
Картина Н.П. Богданова-Бельского "Деревенские друзья" — для вдохновения ❤️

Не забудьте подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨