Всем привет!) С вами на связи Читательский Планктон и сегодня, в международный женский день, ко мне в виртуальную студию пришла очаровательная девушка, та, которая написала книгу «Шуньята под соусом демиглас», - Мира Тернёва.
Кто такая Мира Тернёва?
Сколько Мира Тернёва заработала на своей книге?
Кто из писателей повлиял на становление такого стиля?
Какой персонаж ближе Мире?
С какими сложностями Мира Тернёва сталкивалась по ходу написания книги?
На эти вопросы и не только Мира Тернёва постарается ответить.
Чтобы вам было удобно читать данное интервью, слова репортёра будут курсивом, а слова Миры жирным шрифтом.
Кто же такая Мира Тернёва?
Мира, доброго времени суток, расскажите о себе. Уверен, что Вашим читателям будет интересно узнать, кто Вы в обычной жизни)
Интроверт, доброжелательный мизантроп, агностик, антинаталист (приверженец философской позиции, который отказывается от деторождения, движимый мыслями о судьбе всего человечества – прим. автора).
Я самоопределяюсь в первую очередь через тексты, в них больше меня, чем в повседневной жизни, и, пожалуй, они ярче, чем я сама. В миру я тихий, молчаливый, погружённый в себя человек и веду довольно затворнический образ жизни наблюдателя, а не деятеля. Работаю, пишу, воспитываю двух котиков, мечтая о третьем.
Кем Вы работали до того, как начали писать книгу? Сейчас писательство является Вашей основной работой?
Вычитывала и продолжаю вычитывать чужие тексты как корректор/редактор, в этом вопросе я однозадачный человек, моё хобби тесно переплетено с работой. Или наоборот, профессию я намеренно выбирала такую, чтобы была поближе к любимому занятию. Что касается писательства, это в первую очередь отдохновение души и способ самопознания, я не планировала делать его заработком, да и вряд ли это возможно.
Мира, наверное, этот вопрос будет некорректным, но, если я его не задам, то меня не поймутJ Сколько Вам (в рублях) принесла «Шуньята под соусом демиглас»?) Не нужно точную цифру, хотя бы ориентировочную)
Пока нисколько на самом деле, не видела ещё ни рубля, но домик на Сейшелах, поверьте, купить не смогу))
Немного о литературе
Какова ваша общая философия в отношении литературы?
Литература должна прежде всего давать пищу для ума, подталкивать к неким катарсисам, немножко, как и любое хорошее искусство, делать больно и развивать в нас человечность. Ну и, само собой, позволять прожить множество разных жизней в течение одной-единственной и встречаться с разными людьми, чтобы увидеть мир во всём его многообразии.
Какие уроки Вы, как писатель, извлекаете из своего литературного творчества?
Моя личная задача-максимум — с каждым текстом подниматься над собой, не только в плане технического мастерства (хотя эту цель я себе тоже ставлю), но и в экзистенциальном смысле (самоопределение существования – прим. автора). Когда пишешь, невольно вылезаешь из шкуры повседневности, смотришь на себя и других как бы сверху, видя более широкую картину, учишься быть терпимее и мудрее.
Каково значение искусства в формировании Вашего стиля и воздействии на читателей?
В посте-знакомстве для АСТ Mainstream я упоминала, что на мой стиль повлияли в первую очередь русские символисты и западные контркультурщики. От первых я впитала тонкую эстетичную меланхолию и философичность, от вторых — хлёсткость и творческую свободу без самоцензуры.
«Шуньята под соусом демиглас»
Мира, теперь начинаем самый большой блок нашего интервью, про Вашу книгу) С чего началось Ваше сотрудничество с АСТ? Как они на Вас вышли?
Это было для меня максимально неожиданно, Наталья Горинова нашла мой текст на просторах самиздата, написала мне и предложила сотрудничество. Я думала, что такое только в писательских легендах бывает, и сначала не поверила, решила, что это шутка какая-то.
Что такое Шуньята и что это за такой необычный соус? Почему именно такое название?
Шуньята — термин из махаянского буддизма, буквально «пустота», он сложен для понимания человека западной культуры, и его трудно разъяснить в двух словах, мне для этого понадобилось написать целую книгу, и то это всё моя упрощённая интерпретация. А демиглас — соус из французской кухни, который готовится на основе говяжьих костей. То есть нечто мясное, кровавое, чего в тексте тоже хватает.
Короче говоря, название сочетает в себе несочетаемое, абстрактное и реальное, восток и запад, это и составляет атмосферу книги. А ещё вы же помните, что в тексте много французского языка и герой носит французское имя, хоть и не француз?
Что послужило вдохновением для написания книги "Шуньята под соусом демиглас"?
Всё началось со знакомства с самим понятием майи, это было примерно за пару лет до начала написания книги, ещё тогда ко мне пришла странная мысль очеловечить абстрактные термины из философии индуизма. Майя — это же ещё имя, ну как тут удержаться от хулиганства? Но задумка казалась мне безумной и нереализуемой, поэтому я её отложила и писала совершенно другой текст. А потом ко мне пришёл Реми, однажды я «услышала» его голос, увидела образ, когда растирала шампунь на волосах (ванная — это вообще какой-то портал в астрал, вдохновение буквально льётся тебе на голову). Тогда-то я вдруг поняла, как обыграть тему в рамках постмодернизма, заорала «эврика!», как Архимед, и вылетела наружу в пене и с горящими глазами, чтобы записать мысль. Начало было положено)
Какие темы вы хотели рассмотреть в своей книге?
Прежде всего — человеческое сознание, иллюзии, игры разума. Жизнь и смерть. Страдание и покой. Безумие и здравомыслие. Мои обычные темы, я из тех авторов, кто пишет об одном и том же в разных вариациях и с разных сторон.
Какие сложности вы испытывали в процессе написания этой книги?
О, их было столько, что и не сосчитать! На сегодняшний день «Шуньята» — самый сложный текст для меня как для автора. Сам концепт прожаривал мне мозг до состояния well done, потому что передо мной стояла задача превратить замудрённые вещи в весёленькое и задорно безумное приключение, да ещё и так, чтобы даже далёкий от темы человек смог легко преодолеть порог вхождения. Я постоянно рылась в семисотстраничном трактате «Йога-Васиштха», и чем дольше читала, тем больше понимала, что ничего не понимаю, но я человек упрямый и склонный к самоистязанию, меня было не остановить. Потребовалось около полутора лет беспрестанной ежедневной работы, чтобы написать книгу, а процесс, как назло, мог на ровном месте заводить в тупик, пока я думала, как же скрестить попугая с носорогом. Отдельная сложность — работа с подсознанием. Сюрреализм и абсурд, по моему убеждению, всё равно требуют логики, а выстроить её наряду со внутренним ритмом — тот ещё квест.
Кроме того, во время написания второй половины текста я столкнулась с тяжёлым финансовым положением, безработицей, трудностями в семье и эпизодом клинической депрессии, а потом и вовсе мировые события меня перекрутили и выпотрошили. Всё это время я пыталась продолжать писать, хотя в самые трудные моменты большую часть времени смотрела на мигающий курсор. В тексте я искала самоуспокоение и внутреннюю свободу, тема оказалась на удивление подходящей. И роман действительно сильно мне помог.
Какова роль главного персонажа в вашем романе?
Строго говоря, главных персонажей двое. Но если говорить о Реми, от лица которого ведётся повествование, его расхлябанная, панибратская манера речи, честная и откровенная, с доверительными интонациями, выступает одним из элементов реализации идеи. Реми намеренно ломает третью стену, стирает дистанцию между читателем и текстом. Должно быть ощущение, что чувак сидит с тобой на кухне и пытается рассказать о сложных вещах максимально простым языком, с юморком и матерком. А ещё Реми — яркий пример горящего, метущегося ума.
Какие персонажи в Вашей книге наиболее близки вам по духу? Ваши персонажи являются прототипами реальных людей?
Самый близкий ко мне персонаж — Принцесса. Она не мой прототип, я в принципе никогда не беру за основу реальных людей при создании героев, но у нас одинаковое строение мозгов и сходные психические реакции. Так уж вышло, что, описывая Принцессу, я с удивлением узнавала в ней саму себя. В Реми тоже есть некоторые мои черты, хотя он больше друг, которого мне хотелось бы иметь.
Единственный персонаж, для которого брался прототип, — кошка Нихиль. Она почти полностью списана с моей булочки Хлои.
Каково значение локации и окружения для развития сюжета?
Гюго говорил, что путешествовать — значит рождаться и умирать каждую секунду. Я с этим согласна, поэтому почти все локации в тексте связаны с дорогой, поэтому перед вами приключение, роуд-стори. Герои двигаются то вперёд, то назад, петляют, попадают в разные места и встречают разных людей, и это, конечно, тесно связано с процессом самопознания. Та или иная локация что-нибудь да открывает героям о мире и себе, будь то фестиваль в лесу или парк развлечений.
Местность в книге является прототипом какой-то реальной локации или это полностью полёт Вашей фантазии?
Абсолютно всё выдумано, это ирреальное пространство, поэтому оно намеренно не привязано к какой-либо стране, например. Действие происходит везде и одновременно нигде — примерного такого ощущения я хотела добиться.
Какие детали или моменты из Вашей собственной жизни повлияли на книгу?
Так, ну про кошку я уже сказала. Ещё сцена с кормлением чаек картошкой фри — она тоже из жизни, и даже диалог был примерно тот же, что в тексте. Деталей на самом деле много, но они мелкие и разбросаны точечными мазками, а из глобального я вложила в книгу своё мироощущение.
Какие литературные произведения и авторы вдохновляли Вас при написании этой книги?
Конечно, «Йога-Васиштха», хотя её сложно назвать литературным текстом. Я не читаю художку, когда пишу, потому что цепляю чужие идеи как вирусы, заболеваю чужим слогом. Но на настроение, наверное, повлияла «Погнали!» Ричарда Хелла, которую я читала незадолго до начала работы над собственным романом.
Что, по вашему мнению, делает вашу книгу уникальной?
То, что её написала я. Ладно, тщеславные шутки в сторону. Вряд ли смогу ответить объективно, я смотрю на текст изнутри, а не снаружи, ведь я его создатель, это всегда делает взгляд предвзятым. Но мне хотелось, чтобы уникальным был сам формат, чтобы текст был похож на кино или даже недетский мультик. И чтобы запоминался сочетанием комичного и трагичного, грубости и нежности, тревоги и спокойствия, рефлексии и драйва.
Какие сложности Вы испытывали при представлении и развитии вашего главного персонажа?
Реми — очень импульсивный чувак, мне было сложно его успокоить, вечно у него задница самовоспламенялась на ровном месте! А ещё он должен был морально повзрослеть, для этого пришлось протащить бедолагу через ад.
Какие социальные вопросы вы хотели поднять через вашу книгу?
Мне больше нравится внутренний мир человека, чем тот, что вокруг него. Социальные драмы я «переросла», сосредоточившись на психологических. Но большое место в книге занимает дружба. Мы все ужасно одиноки, но будет лучше, если мы разделим это чувство с другими. Каждый человек, какой бы характер у него ни был, просто человек со своими печалями и радостями, не плохой и не хороший, нельзя об этом забывать. Как и о том, что любой попутчик способен тебя чему-то научить.
Как сочетаются элементы реальности и воображения в Вашей книге?
Тесно переплетаются, вытекают одно из другого, ну, всё как в жизни. Мир ведь в первую очередь такой, каким мы его сами видим, да?
Что бы Вы хотели сообщить своим читателям через вашу книгу "Шуньята под соусом демиглас"?
Спокойствие, ребятки, только спокойствие! Вы можете быть в оппозиции к миру, но это нормально. Вам будет плохо, но это нормально. Вы будете ошибаться, но это тоже нормально. В конце концов вы найдёте в себе силы и внутреннюю гармонию.
Например, у Виталия Чижкова, автора «Каиссы», первым читателем была его жена, а кто прочитал первым Вашу книгу?
Мои давние читатели, которые видели книгу в процессе её написания, за что я им очень благодарна.
Советы
Что, по вашему мнению, делает хорошего писателя?
Сочетание множества факторов: широкий кругозор, наблюдательность, эмпатия, высоко развитое чувство языка и общей эстетики. Но в первую очередь, конечно, уникальность мышления, определённый нонконформизм и ярко выраженная индивидуальность. Писатель — это тот человек, кто прежде всего обладает своеобразным складом ума и тонкостью душевной организации.
Дайте, пожалуйста, пару советов начинающим писателям, которые хотят попробовать себя в этом деле, но не знают, с чего начать.
Не лезьте сюда, оно вас сожрёт! А если серьёзно, читайте хорошие книги, развивайте языковое чутьё и нарабатывайте теоретическую базу. Смотрите на мир как на материал, «крадите как художник». Рефлексируйте и задавайте себе вопросы. И никогда, никогда не бойтесь быть собой.
Почему Вы согласились на это интервью?) Я начинающий блогер, аудитории нет, но Вы сразу согласились)
Читала интервью, которое вы брали у моего коллеги по серии, Виталия Чижкова. Да и решила, что для меня будет полезно, к тому же я люблю поговорить о своих текстах, было интересно, какие вопросы могут быть и как смогу ответить.