Доброго времени суток товарищи!
Бывает так , что простые находки,не имеющие какой либо материальной и исторической ценности ввиду плачевного состояния и большой
распространенности тем не менее наталкивают на некоторые размышления. Именно так получилось с находкой обретённой в первые дни весны в одной из заброшек.
Акафист. Точнее – «Полный акафист или Акафист акафистов Пресвятой Богородице». Составленный из разных акафистов по благословению Святейшего Патриарха Тихона. В честь явления Ея иконы «Державныя» в селе Коломенском под Москвой 2-го марта 1917 года.
Итак - Патриарх Тихон в миру Василий Иванович Беллавин родился 19 января 1865 года, погост Клин, Торопецкий уезд, Псковская губерния. С 21 ноября (4 декабря) 1917 года по 25 марта (7 апреля) 1925 — патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России.
Василий родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня в Куньинском районе Псковской области), в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина. По сути у Василия жизненный путь был предопределен. И хотя церковь порой ковала революционные кадры , пример тому Феликс Эдмундович Дзержинский и Иосиф Виссарионович Сталин ,но будущий патриарх не из их числа.
14 (26) декабря 1891 на 26-м году жизни Василий Беллавин был пострижен в монашество с именем Тихон епископом Псковским и Порховским Гермогеном.
И всё казалось бы складывается хорошо,но в обществе уже давно накапливаются противоречия которые затрагивают все слои населения России и не только России кстати говоря. Формула Ленина характеризует ситуацию тех лет очень точно – «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде».
А Верхи уже не могли.
И вот 9 марта 1917 года после Февральской революции Тихон подписал воззвание Синода, в котором говорилось:
«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути».
Для многих может будет неожиданно,но священный синод в целома и на тот момент архиепископ Тихон в частности поддержали февральскую революцию и отречение императора Николая 2го.
И казалось бы всё ещё не так плохо и даже наоборот, для Тихона все складывается хорошо. 21 июня, посредством тайного голосования, правящим архиереем Москвы был избран архиепископ Тихон,а уже 5(18) ноября 1917 года Тихон становится патриархом.
Падение патриарха.
Тихон принял февральскую революцию,но не принял Октябрьскую. Молодая республика находилась в тяжелейших условиях. Сами посудите 1914-1918 годы Первая Мировая,1917год февральская и Октябрьская революции,1918-1923 годы гражданская война!
Стране нужны средства для решения многих проблем и голод одна из них, причем важнейшая!
Вот тут и начинается падение патриарха Тихона.
19 января 1918 года патриарх Тихон издал своё знаменитое Послание. В этом Послании патриарх Тихон анафематствовал советскую власть:
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.
Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех» (1Кор. 5:13)».
Всероссийский центральный исполнительный комитет 23 февраля 1922 года (н. ст.) опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа.
В связи с декретом о изъятии ценностей патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием от 15 (28) февраля 1922 года:
«Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 6 (19) февраля с. г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.
Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10 (23) февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители извержением из сана (73-е правило Апостольское, 10-е правило Двукратного собора)».
По смыслу воззвания Тихон выразил решительное – НЕТ!
---Послание епархиям. ---
Но на этом дело не окончилось.Послание Патриарха было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода.
Кстати - Эксперты и специалисты по церковному праву профессора Н. Д. Кузнецов, Н. М. Никольский, В. Н. Бенешевич и другие показали, что изъятие церковных ценностей не противоречит христианству. Например, в книге «Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа», изданной в 1911 году, написано следующее толкование на 73 правило святых апостолов:
«Впрочем, бывали примеры в самые древние времена, что некоторые епископы брали из церкви все, что в ней было самого драгоценного, даже священные сосуды, и обращали их в деньги, когда являлась потребность накормить голодных или выкупить пленных. Это были дела милосердия, заповеданные Самим Богом, и к ним не может быть применимо ни это Ап. правило, ни другие подобные ему».
---Провокация Тихона. ---
Вот ещё кое что. В секретной инструкции к посланию патриарх Тихон уведомлял епископат и духовенство:
«Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов…».
Всё это крайне негативно повлияло на дальнейшую судьбу Тихона. При изъятии церковных ценностей были и крупные сопротивления, в том числе и вооруженные.
Эти столкновения между представителями власти и верующими были организованы отдельными представителями духовенства, взявшими за идеологическую основу к своей деятельности послание патриарха Тихона.
---Что дальше? ---
А дальше был суд и не один. В последствии Тихон открестился от бунтовщиков,признал Советскую власть и даже сохранил свой сан.
Вся эта бурная антисоветская деятельность не прошла даром для здоровья уже не молодого человека и 25 марта (7 апреля) 1925 года, в праздник Благовещения, патриарх скончался на 61-м году жизни — по официальным данным, от сердечной недостаточности.
П.С. Я не моралист и не стану давать оценок этому человеку. Для себя я это сделал, а Вы сделайте для себя.
Вся информация взята из открытых источников.