Недавно состоялся цифровой релиз нашумевшего фильма греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Кому-то картина кажется гениальной, кому-то отвратительной. Впрочем, так всегда происходит с фильмами режиссера.
Разобраться, почему «Бедные-несчастные» — лучший выбор для просмотра 8 марта помогает Даша Бурнашева (которая очень хочет, чтобы фильм взял все 11 Оскаров, на которые номинирован).
Все, что происходит в фильме — метафора. Эту простую истину важно усвоить еще до начала просмотра, иначе вы рискуете начать воспринимать все слишком серьезно, а с фильмами Лантимоса так нельзя. С этим в особенности.
Все события, декорации (вручную построенные и нарисованные на студии размером с четыре футбольных поля), постоянно возникающие на экране виньетки и сложные визуальные образы помогают погрузиться в иной, нереальный мир. Откуда вас то и дело выдергивают знакомыми идеями, мыслями и даже ситуациями, благодаря чему они воспринимаются еще острее.
Сюжет фильма — адаптация книги «Бедные-несчастные» шотландского писателя Аласдера Грея — вторит «Франкенштейну» Мэрри Шелли. Ученый Годвин Бакстер (Уильям Дефо) находит в реке еле живое тело беременной женщины, которая пыталась покончить с собой, и спасает ту от смерти. Почти. Он считает неправильным вмешиваться в решение отчаявшейся незнакомки и обрекать ее на тюрьму в патологически христианской викторианской Англии. Вместо этого Годвин пересаживает в тело матери мозг ее же ребенка, чтобы узнать, что из этого получится. Получилась Белла Бакстер (Эмма Стоун) — буквальное воплощение тропа born sexy yesterday. Вот только идти по заветам этого тропа она не стала. Между мужчинами, которые то и дело пытались научить ее жить и сделать своей собственностью, и тем, чтобы познавать мир так, как хочется ей самой, Белла выбрала второе.
Сначала она изучает мир в точности как ребенок: проверяет чужие границы, задает бесконечные вопросы, по-детски пытается взаимодействовать с миром вокруг себя. Миром, который ограничивается усадьбой и задним двором Бога (так Белла сокращает имя своего создателя). Мир, из которого ее не планируют выпускать никогда. Вот только постепенно в ней появляется желание большего. Она чувствует себя запертой в клетке и хочет увидеть другие места, узнать, что такое приключения и познать настоящую себя. Включая собственную сексуальность, которую еще не успели запятнать бесконечным чувством вины и стыда. Бог, признавая независимость Беллы, с горечью в сердце отпускает ту в желанное путешествие. Прямо по канону XX века — чтобы повзрослеть, надо на какое-то время уехать из дома. Впрочем, по такому канону всегда жили преимущественно мужчины.
Йоргос Лантимос прочитал роман еще в 2009 году и с тех пор мечтал его экранировать. Снять феминистское кино про путь женщины в этом мире он решил давно — в тот момент, когда понял, что все события фильма должны быть показаны от лица главной героини. В книге ее историю рассказывают окружающие.
На всех стадиях своего развития Белла говорит, думает и делает то, что хочет. Она свободна, в ней нет стыда и самоограничений, которые так любит навязывать общество. В особенности женщинам. Она ни за что себя не осуждает и искренне не понимает многие человеческие чувства, построенные на внешних табу, правилах, страхах, комплексах и желании одних людей ревностно владеть другими. Жизнь интересует Беллу во всей полноте, как хорошее, так и плохое. А ее желания не скованы социальными нормами и запретами. В пику сотням лет угнетения женской сексуальности Лантимос делает на ней акцент, показывая, насколько свобода и здоровое отношение к своим потребностям и фантазиям важны в становлении женщины.
С каждым новым событием, с каждой новой встречей, Белла растет и меняется. Разумеется, главной поддержкой в ее становлении оказываются другие женщины. Одна знакомит ее с книгами и философией, вынуждая задавать самой себе сложные вопросы. Именно книга становится важнейшим символом опасности для окружающих Беллу мужчин. Другая рассказывает, что мир надо познавать во всей полноте, как радостное, так и отвратительное, и только тогда он станет твоим. Третья становится ей подругой и опорой, помогая заметить в себе то, на что Белла не обращала внимания. В противоположность окружающим героиню женщинам, каждый мужчина на пути Беллы так или иначе пытается «поставить ее на место» и сделать приложением к себе. От бытовой ревности и желания контролировать, до попытки запереть, кастрировать и превратить в инкубатор.
Вместе с Беллой меняется и мир вокруг, являясь отражением ее внутреннего состояния. Чем больше она понимает себя и свои истинные желания, тем реальнее и осязаемее становится мир вокруг. Его округлости и яркость сменяются привычными формами и цветовой гаммой. Но даже в этой реалистичности остается достаточно место для странного, непонятного и загадочного. Для новых поисков и свершений. Ведь познание себя не конечный процесс. Если только ему не мешать, ограничивая собственную жизнь чужими рамками и суждениями.
Автор: Даша Бурнашева
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!