«Мувашах» означает особую форму сценической поэзии, включающей в себя пение и музицирование. Этот утонченный и изысканный музыкальный жанр уходит корнями в 10 век Мусульманской Испании – Аль-Андалус - арабо-исламская цивилизация, блиставшая в 8-15 веках н.э. на Иберийском полуострове ( юг Испании и Португалии).
Название этого андалусского жанра происходит от арабского «Wishah» (уишах), что в переводе означает «кушак, пояс», т.е. часть одежды, которая была очень популярна среди женщин Андалусии того времени. Обычно, если хозяйка могла себе это позволить, этот пояс богато украшали драгоценными камнями, сложными узорами, жемчугом - пояс был настоящим произведением искусства.
Эта сложность и утонченность как нельзя более точно определяет красоту и замысловатость мелодии, поэзии и ритмики Мувашаха, в то же время, смысл которого вызывает целую череду мысленных, фантазийных образов. Структура Мувашаха представляет собой поэтическое произведение, облеченное в музыкальную форму, в основе которой лежит многократно повторяемая тема, чередующаяся с несколькими новыми эпизодами.
Лирическая поэзия Мувашаха очень личная, поэт, а часто он же и исполнитель, рассказывал о своих сокровенных мыслях, переживаниях, о любви, о счастье, о печали. Сердце и душа поэта плюс воображение и сочувствие зрителя бесконечно обогащали эту прекрасную поэтическую форму.
В 1492 году около полумиллиона арабов были изгнаны с Иберийского полуострова. Они мигрировали в Северную Африку, унося с собой помимо домашнего скраба и свои культурные традиции. Музыканты, певцы, поэты старались сохранить их культурное музыкальное наследие, состоящее из поэм и од, техники игры на национальных музыкальных инструментах, а также различных музыкальных жанров, которые включали в себя тысячи Мувашахов. До тех пор, пока не наступила эра хранения записей музыкальных произведений, множество Мувашахов передавались от поколения к поколению в устной форме, в связи с чем многие из них безвозвратно утеряны. Но какая то их часть все таки сохранилась в музейных архивах Испании и арабского мира.
К середине 20 века сообщество музыкальных историков и просто поклонников поэзии Мувашаха провели огромный труд , но воссоздали коллекцию прекрасных музыкальных произведений, которые максимально приближены к классической форме этой старинной традиции.
В современном мире музыка Мувашах до сих пор популярна в Марокко, Тунисе, Алжире, а так же в Сирии и Ливане. В Египте этот стильмузыки был очень распространен вплоть до начала 20-го века.
Абиссино-андалузская нуба
Мувашах- это музыка, которая еще называется абиссино-андалузская нуба, сюита, правила построения которой разработал в 9 веке Абу Хасан Али ибн Нафи или как он больше известен Зирьяб. Зирьяб - иракский музыкант, придворный музыкант Абд аль-Рахман II в Кордове, он был не только выдающимся средневековым музыкантом, но и певцом, композитором, поэтом, теоретиком и педагогом.
Нуба это круг. Нуба в то время включала в себя вокал и инструментальную часть, которая сопровождалась танцами. Средняя часть нубы так и называлась- балет. Нуба состояла из пяти частей и их было 24 по количеству часов в сутки. В другой литературе указано, что их было 25, а по данным хранителя Мувашаха из Сирии их 29. На сегодняшний день известно 13 нуб.
Абиссино- андалузская нуба включала в себя как народные темы так и различные новшества, например, первая и последняя части были из трехчастного ритма Мальфуфа. Нуба всегда начиналась и заканчивалсь одинаково, это был закон. В те времена, а это были времена халифатов, каждый халиф считал престижным иметь при дворе музыкантов, которые играли сложную музыку. Эта музыка была изысканной , утонченной, считалась приоритетом богатых и утонченных людей того времени. Уже в те времена проходили турниры на лучшего исполнителя нубы, где музыканты играли и соревновались. Они играли по кругу друг за другом и одинаковые начало и конец давали возможность без остановки включиться следующему исполнителю. Так получался круг.
По правилам Зирьяба музыкальное сочинение состоит из следующих частей:
- речитатив (нашид), который поется в свободном ритме и постепенно переходит к следующей части
- развернутая основная средняя часть (басит), обычно это медленная часть
- далее следует 2-хчастное заключение в подвижном темпе (махарракат и хазаят)
В Египте Мувашах называется Аль-Халиби. Халиби это город в Сирии. Считалось что лучшие специалисты по Мувашаху это сирийцы, которых выписывали ко дворам шейхов и королей.
Фуад Абдель Магид
В теме о музыке Мувашах нельзя ни сказать о таком человеке как Фуад Абдель Магид , который был непрофессиональным музыкантом, но талантливым композитором, посвятившим свою жизнь сочинению и исполнению Мувашахатов. В их сочинении он придерживался классических канонов Андалузских музыкальных и стихотворных традиций. Он использовал классический литературный арабский язык, который не усложняя поэзии, делал ее очень элегантной и чувственной. А сочиненные им мелодии были очаровательны, несмотря на то, что были не сложны.
Фуад Абдель Магид обладал богатым репертуаром, из которого в 1979 году Али Реда выбрал восемь мувашахов для танцевальной программы группы Махмуда Реды. Оркестровую версию сочинил знаменитый композитор Абдель Халим Нуир. Он использовал и европейские и египетские музыкальные инструменты и виртуозно соединяя современное и классическое звучание, создал удивительную гармонию, не отрываясь от основной темы, написанной Абдель Магидом.
Как появился на свет танец Мувашахат
На музыку Фуада Абдель Магида египетский хореограф Махмуд Реда создал танец Мувашахат. В создании танца Мувашахад Махмуд Реда опирался на историческую базу, эстетику тех веков, культурные и этические нормы, темперамент людей, живущих в то время и в том месте, их быт. Если учитывать, что в 9-ом веке мувашахад не танцевали, то в создании хореграфии ему больше не на что было опираться. Основу танцевания определяла сама его величество музыка Мувашах, ее вариативные ритмы, струящиеся музыкальные фразы, ненавязчивые рефрены, все это дало основание для выбора тех или иных движений и комбинаций.
Махмуд Реда закрывал глаза и представлял как могла двигаться она, живущая там и тогда. И ему удалось создать совершенно новый танцевальный жанр - волшебный, струящийся Мувашахат, и благодаря ему нам известен этот жанр танца, который включает в себя красивые элементы Ближнего Востока, египетского фольклора и русского балета. Характерные элементы: арабески, подвижный позвоночник, маленькие шаги, отточенные и грациозные движения рук. Это типичные черты этого танца. Движений бедрами меньше чем в беллидансе и если они есть, то исполняются мягче. В ограниченном объеме могут быть включены элементы танца на полу (партер).
В исполнении группы Махмуды Реды этот танец эмоциональный, охватывающий всё пространство сцены, отличающийся грациозными арабесками и вращениями, которые делают очевидными влияние балета. На сегодняшний день это самая популярная форма танца Мувашахат, именно таким мы себе и представляем этот стиль, когда речь заходит об Андалуссии.
Связь Межансе и музыки "Мувашах"
Следует отметить, что когда игрались сюиты в халифатах, они не танцевались, могли мужчины становиться в круг и что то делать, женщины эти сюиты не исполняли. Прошло время средневековья, из абсинно- андалузских нуб вышли сюиты Аль-Ала. В 17 веке впервые была создана в Германии танцевальная сюита, которая состояла из 4 частей:
-полифоническая со сложными ритмами и переходами, которая говорит о том, что будет происходить, она давала настрой
- более оживленная часть с трехчастными долями
- медленная часть
- быстрая развлекательная часть
Эта 4-хчастная сюита начала развиваться в Европе в 17 веке. И взята целиком и полностью из абиссино-андалузской нубы.
Признаки танцевальной западно-европейской сюиты:
-общая тональность
-общая исходная мелодическая фраза, повторяющаяся в течение сюиты
-вариационное развитие одной темы в цикле, т.е. берется одна мелодия и она развивается разными инструментами, канун играет, аккордеон ее играет, скрипки пошли и т.д
-контрастность темпов и ритм рисунков (быстрый, медленный, разный характер)
-объединяющая общая форма сюиты.
Танцевальная сюита развивалась в Европе в 17 веке, а в арабском мире она развивалась в 9 веке. Эти сюиты потихоньку соединились в начале 20-го века в Каире в Казино Опера Бадии Масабни, которая пригласила французский оркестр, который начал создавать танцевальные сюиты для танцовщиц. А мелодии для этих сюит брались из абиссино-андалузских нуб. Поэтому практически в каждом межансе мы встречаем часть масмуди, очень часто встречается часть симаи, дарж, т.е. ритмы, которые входили в состав абиссино-андалузской нубы. Впервые под эту музыку начали танцевать в 20-годы 20-го века.
Итак, связь Межансе и Мувашаха самая прямая, потому что музыка Межансе в Ракс Шарки создана на основе музыки Мувашах, т.е. музыка Мувашах явилась прообразом Межансе. Только если говорить о музыке Мувашах 9-го века, под которую не танцевали, а она просто воздействовала на душу человека, то музыка танцевальных сюит и Межансе, которые возникли в 20-ом веке дает возможность презентовать себя как танцовщицу. Но характер этой музыки однозначно идет от Мувашаха.
Все об арабской музыке читайте здесь: