Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Орловский спис. Сочетания бранок.

Вопрос о том, как сочетать бранки, чтобы они не спорили друг с другом, а напротив, составляли единую симфонию, были созвучны друг другу, волновал меня давно. И похоже я приблизилась к пониманию этого. В предыдущей статье я рассказала, как вышить сумочку-лакомку в светском стиле орловского списа. Сумочка предназначалась внучке. Наступил черёд сделать подобную «лакомку» внуку, но в мужском, более строгом варианте: Я решила вышить для мальчика рог изобилия, но так, чтобы он одновременно выглядел как обережная спираль. Для этого я использовала светский стиль орловского списа. Издревле вышивки делали не только для украшения ткани или одежды, хотя красоте всегда придавалось большое значение, но и как оберег. Знаки, символы, образы наделяли силой защищать от злых духов, транслировать определенные смыслы. Здесь использованы знаки алатырь, меленка двух видов, двойная пирамида, косой крест (мужской знак), простой крест с пропуском нитей посередине (знак равновесия), знак древа жизни (ромбы

Вопрос о том, как сочетать бранки, чтобы они не спорили друг с другом, а напротив, составляли единую симфонию, были созвучны друг другу, волновал меня давно. И похоже я приблизилась к пониманию этого.

В предыдущей статье я рассказала, как вышить сумочку-лакомку в светском стиле орловского списа. Сумочка предназначалась внучке. Наступил черёд сделать подобную «лакомку» внуку, но в мужском, более строгом варианте:

Работа автора.
Работа автора.

Я решила вышить для мальчика рог изобилия, но так, чтобы он одновременно выглядел как обережная спираль. Для этого я использовала светский стиль орловского списа. Издревле вышивки делали не только для украшения ткани или одежды, хотя красоте всегда придавалось большое значение, но и как оберег. Знаки, символы, образы наделяли силой защищать от злых духов, транслировать определенные смыслы. Здесь использованы знаки алатырь, меленка двух видов, двойная пирамида, косой крест (мужской знак), простой крест с пропуском нитей посередине (знак равновесия), знак древа жизни (ромбы зелёного цвета), звёздочки и знак бесконечности. Все они присутствуют на разных старинных полотенцах, вышитых орловским списом. Созданию "лакомок" предшествовала предварительная исследовательская работа.

Вышить древо жизни в каноническом стиле моя давняя мечта, но как можно приступать к такой ответственной работе не освоив технику вышивки разными бранками, тем более, что по изданным каталогам со старинными полотенцами многое не понятно? И тут на помощь приходит тот самый светский стиль орловского списа. Можно потренироваться на менее ответственных образцах и понять, как сочетать бранки, чтобы они гармонично перетекали одна в другую. Отмечу, что такое творческое рукоделие, умение показать своё видение красоты приносит еще и материальный, полезный результат - вещь, а умение сделать вещь полезную значительно повышает самооценку.

Моя первая работа на двунитке. Сумочка под бумаги формата А4 и А5.
Моя первая работа на двунитке. Сумочка под бумаги формата А4 и А5.

Поскольку птица – существо пёстрое, можно было творить и вытворять на полную катушку, использовать любые цвета, всё равно получится ярко и празднично. Но всё же присмотритесь к сочетанию бранок на птичках и выберите наиболее понравившиеся. Начинайте осваивать орловский спис со своей птицы счастья.

Однако мне хотелось большего, хотелось понять и освоить этот стиль более глубоко. Поделюсь образцом другой своей исследовательской работы. Здесь я тренировалась делать переходы от одной браки к другой:

Ученическая работа автора, достаточно без Образная, цельный образ отсутствует.
Ученическая работа автора, достаточно без Образная, цельный образ отсутствует.

Это моя вторая работа на двунитке, где мне хотелось вживую, фактурно, а не на эскизах посмотреть взаимодействие цвета, форм бранок и красивого их сочетания. Получилось не очень, но этот образец поможет вам избежать многих ошибок.

В каноническом стиле списа нет разделительных черт, нет их и в этом образце. Выводы о том как сочетать бранки после завершения этой вышивки напрашиваются сами:

а) разнообразие цветовой гаммы излишне, поскольку у каждой бранки есть свой особенный рисунок и ритм, поэтому лучше, если всё будет выполнено одним цветом, тогда внимание будет сосредоточено на постижении орнамента,

б) в этой вышивке горизонтальные линии противоречат идее развёртывания спирали, поэтому все линии перехода от одной бранки к другой должны делить спираль на конусы,

в) ритм бранок должен соответствовать ритму раскручивания самой спирали и поддерживать этот ритм, а не противостоять ему,

г) сами бранки должны как бы перетекать друг в друга, образовывать гармоничный ряд,

д) для более цельного изображения в данном случае следует подбирать такие бранки, где пропорции белого и цветного полей примерно одинаковы,

е) для большей цельности ритма структуры вышивки желательны стежки одинакового размера, например во всех бранках должны быть стежки, захватывающие 2 или 4 нити.

ж) Простые вещи с акцентом смотрятся современнее, чем перегруженные сочетанием нескольких цветов.

Учтя все эти нюансы я приступила к вышивке следующей сумочки-лакомки.

Сначала был вышит контур и дуги. Дуги должны были слегка обозначить наличие рёбер у рога изобилия:

Работа автора.
Работа автора.

Сама красная спираль вышита тамбурным швом (в две нитки мулине), а зелёные разделки - швом роспись (досюльным швом).

Затем начались мучительные размышления о том какие бранки предпочесть и на каких цветах остановиться, чтобы вышивка получилась весёлой, динамичной и одновременно более сдержанной, нежели птица счастья.

Окончание рога выполнено досюльным швом (швом роспись).
Окончание рога выполнено досюльным швом (швом роспись).

Здесь последовательно использованы следующие бранки, начиная от розового центра: шахматка, кочерга, гусиные лапки, берёзка, сосна, хрясты, фантазийная бранка, где за основу взят элемент «катушка» (дробнушка посередине и с низу и с верху по два стежка с захватом 4 нитей), далее – волна, затем видоизменённая бранка вороний глаз. В бранке вороний глаз к центральной дробнушке были добавлены две дробнушки, одна с верху, другая с низу. Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть движение в верх, как на расположенной рядом бранке берёзка и одновременно сохранить пропорции белого и цветного. Под бранкой волна (алого цвета) расположена бранка хрясты. Это иллюстрация красивого перехода одной бранки в другую. Следует отметить, что бранка волна так же красиво "перетекает" в бранку хрясты, бранку штоф и бранку отрывные круги. Все эти бранки отлично сочетаются друг с другом (об этом более подробно рассказано и показано в следующей статье).

При вышивке бранок использовались поочерёдно три варианта красного цвета: тёмно-красный, алый и цвет фуксии, содержащий в себе сразу два цвета красный и синий в равных пропорциях. Все бранки вышиты в три нитки мулине фирмы "Гамма".

Бранки подбирались так, чтобы в них были элементы одинаковой длины, то есть стежки, захватывающие четыре и две нити. Таким способом подчеркивался общий ритм. Затем картинка была дополнена обережными знаками и знаками благопожелания.

-6

Следует отметить, что сама красная спираль является мощным обережным знаком. Наши предки считали, что злые мысли могут мчаться только по прямой, подобно стрелам, а спираль закручивает их движение, запутывает, постепенно гасит их, вдобавок сочетание белого и красного цветов настраивает на радостный лад. Сам рог наполнен зелёными спиральками, вышитыми тамбурным швом из которых появляются ростки талантов, как потенциал возможностей. Более подробно об обережных символах рассказано в моей статье «Орловский спис как антипод дзен-рисования».

Когда вышивка была закончена, я сострочила длинные (боковые) части подкладки из тонкого льна и вышитой двунитки и вывернула получившийся «рукав», чтобы швы оказались внутри, а сама вышивка снаружи. Далее шила уже на руках по старинной традиции. Петля для пуговки не вязалась крючком, она состоит из восьми темно-красных ниток, обшитых теми же нитками обмёточным швом. Петли для крепления сумочки к поясу темно-красного цвета.

Рог изобилия. Работа автора.
Рог изобилия. Работа автора.

В этой работе похоже удалось просочетать бранки так, что они своей структурой создают непротиворечивую конструкцию, удалось передать динамику движения, динамику роста и вращения. Бранки разные, но в то же время они поддерживают друг друга. Неожиданно для меня, благодаря одинаковым элементам бранок, получился несколько философский образ.

Сколько я не изучала публикаций об орловском списе, я так и не нашла информации о том, как красиво сочетать бранки в зависимости от поставленной художественной задачи. В следующих статьях я продолжу раскрывать эту тему.

ИЗОБИЛИЯ ВАМ ВСЕМ И ПРОЦВЕТАНИЯ!