Найти тему
Андрей Куропаткин

Этнография и язык чукчей-первая часть.

Важенка-самка оленя

Кэркэр-женский комбинезон 

Какомэй-выражение удивления

Чоттагин-холодная часть яранги

Кит-кит-немного

Еттык, етти, тыетык, амын етти, ии -приветствие , дословно приехал/ответ ии-да

Мыркырчгын-Чукотское ругательство

Коо-нет

Водка, табак варкын -табак, водка есть?

Танги/Тангитан-название русских или прочих европейцев 

копальгын - Копальхен, вариант изготовляется из моржа или тюленя: животное умерщвляют, охлаждают в воде, помещают в шкуру, откуда затем выпускают воздух, и зарывают под прессом из гравия на линии прибоя. Через несколько месяцев труп извлекается и употребляется в пищу. Обычно охота на моржа ведётся летом, а готовый копальхен выкапывают в декабре. Мороженый копальхен режется тонкими ломтиками.

Кымгыт- свернутый и сшитый рулет из моржового мяса. Кымгыт, моржовый рулет, дозревает в леднике. Мясо скисает, образуя своеобразный резкий запах и специфичный оттенок от серого до зелённого. Копальхен до прихода русских было основной пищей прибрежных жителей в зимний период. Мясо другого морзверя запасти впрок не получается. Копальхен береговые люди ели сами, им же кормили собак. 

Кэлэ-злые духи

Ярар -бубен , обтянутый кожей оленя, раньше также мог быть обтянут кишкой моржа. 

Эрмэчин-глава Оленьего стойбища

Вэип-Богораз-Тан. Богораз (Тан) Владимир Германович (1865–1936) – общественный деятель, ученый и организатор науки, лингвист, этнограф и антрополог, историк религии, поэт, писатель и журналист, профессор и педагог, член-корреспондент Академии наук СССР. До революции В.Г. Богораз занимался политической деятельностью: с 1881 г. был участником народовольческого движения, в 1905 – один из активистов «Крестьянского союза», в 1906 – член «Трудовой группы» в Государственной думе, работал как журналист в газетах, публиковал статьи под псевдонимом «Тан».

В 1889 г. В.Г.Богораз был арестован царским правительством и сослан в Среднеколымск на 10 лет. Там начал изучение жизни коренного населения Крайнего Севера; в течение трех лет кочевал с чукчами. Принял участие в Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции под руководством Франца Боаса.

С 1901 по 1904 г. был куратором Музея естественной истории (Нью-Йорк). С 1918 года – хранитель Музея антропологии и этнографии Академии наук, и профессор Ленинградского университета, создатель научной школы в этнографии и религиоведении, основатель Института народов Севера (1929), создатель и первый директор (1932–1936) Музея истории религии Академии наук СССР.

В.Г. Богораз ; автор многочисленных работ по истории религий, прежде всего, по шаманизму и культуре сибирских народов, мировую известность получила его четырехтомная монография о чукчах.

В результате изучения религии чукчей у Богораза сложилась оригинальная концепция развития первобытных религиозных верований, прежде всего анимизма. Он считал, что первобытная вера в духов связана с почитанием предметов, от которых духи отделяются сравнительно поздно, и что религиозные представления первобытного человека прошли пять стадий. Первая – субъективное и бесформенное отождествление с природой. Вторая – отыскивание внешнего сходства с человеком (хотя бы в смутной и случайной форме). Третья – возникновение идеи о двух формах предметов (обыкновенной и человекообразной, преображенной). Четвертая – возникновение идеи о гениях, живущих внутри предметов и связанных с ними, способных покидать их на время; возникновение идеи о человеческой душе отличной от тела. Пятая – возникновение идеи о человекообразных, независимых от предметов, свободно движущихся невидимых духах; возникновение идеи об усопших, существующих после уничтожения тела; начало культа предков. Богораз выдвинул концепцию о трех этапах развития шаманства – поголовном, семейном и индивидуальном. Он писал, что шаманизм – это стадия развития обрядового анимизма, а анимизм представляет теологию и философию шаманства.

Камлейка- меховая куртка из шкуры оленя

Кухлянка- верхняя меховая одежда в виде рубахи мехом наружу.

Юхала -сушеная рыба

Торбаса-плекыт - обувь из шкуры оленя или тюленя.

Лахтак-порода тюленей

Ровдуга-оленья замша

Кэнчик-плетка

Ропак-мелкий торос

Камики-вид обуви

Итгильгын-кожа кита. С добытого кита срезать слой кожи с подкожным жиром, нарезать женским ножом (пекулем). Употреблять можно в чистом виде или обмаки­вая в соевый соус, второй вариант-более современный.

Вилмуллырилкырил - кровяной суп: ;Оленьи кишки с внутренними органами и нутряным жиром хорошенько промыть, мелко нарезать и залить водой. Кипятить до тех пор, пока бульон не будет готов. Постоянно помешивая бульон, медленно влить туда оленью кровь. Варить, пока суп не загустеет. 

Пекуль-женский нож

Мыргот-морская капуста

Войдать-покрывать полозья тонким слоем льда

Акын- закидушка с острыми крючьями для вылавливания из воды убитых нерп

Увэран-яма для хранения мяса

Пыхпых- надутый воздухом пузырь из кожи тюленя, чтобы убитый кит не утонул.

Пыныл-новость, у чукчей принято рассказывать, делиться новостями при встрече

Тиркытир-солнце

Иммэмы-мать

Атэ -отец

Рытгэв-забытый, имя данное при рождении Ю.С.Рытхэу, позже ставшее его фамилией, так как с приходом Советской Власти чукчами стали выдавать паспорта и давать русские имена и отчества, имена же данные при рождении им родителями, стали их фамилиями.

Тэгрынэ- чукотская фамилия, дословно означает «метательница гарпуна».

Леут-Голова

Лылет-глаза

Йыкыргын-рот

Патинкат-ботинки