Найти тему

"Ну он же особый ребёнок. Ничего такого не делает. Просто он так общается, изучает мир, можно и потерпеть"

Позавчера был день очень сложных вопросов. Один из из читателей попросил совета, не знает, как реагировать на поведение особого ребёнка, родственника, который пришел в гости на День рождения и стал творить разные "чудеса." Лезть гостям в лицо, снимать с себя всю одежду и разбрасывать её по комнате, хватать и портит чужие вещи, залазить руками в тарелки других гостей и пить из чужих стаканов, издавая при этом странные звуки.

Понятно, что родня, все понимают, поддерживают маму нездорового ребёнка. Гости - люди взрослые, предупреждены об особенностях. По словам комментатора, настроены дружелюбно, улыбаются, терпят.

А вот организаторам праздника не до веселья. Они попали в очень неприятную ситуацию. Вроде как и не пригласить нельзя, родственники. И поговорить серьёзно не получается.

Мама ребёнка не видит проблем. Для неё это нормальное поведение. "Именно так нездоровый маленький человек познает окружающий мир. Это его способ общения."

И вот у читателя моего вопрос: "А что, собственно, делать? Не приглашать больше этих родственников, так они обидятся. А если пригласить опять, то как донести деликатно (или уже неделикатно) до этой мамы, что за ребёнком нужно следить? Что его выходки не станут терпеть другие люди, которые непременно встретятся на пути. Им будет совершенно всё равно, особенный перед ними ребёнок или нет.

На мой взгляд, совершенно странная ситуация. Зная лишь степень родства (комментатор и гостья - родные сёстры,) но не зная уровень доверия между ними, сложно что-то советовать.

Но в любом случае, мне кажется, нужно ещё раз попробовать донести до мамы ребёнка, что данное поведение - не норма, что людям больно и неприятно, когда их хватают. Они пришли отдыхать, а не смотреть на "причуды" разнузданного малолетки, от которого приходится прятать все личные вещи.

Вот прямо так и сказать: "Хочешь, чтобы приглашали, оставляй ребёнка дома под присмотром других родственников или няни. До той поры, пока он не подрастёт и не научится себя нормально вести. Или приходите с ним в другой день, отдельно от основной массы гостей.

Если не с кем оставить, но есть непреодолимое желание посетить шумный праздник, следи за своим ребёнком, не позволяй приближаться к другим людям, хватать их за лицо, есть из их тарелок. Это не общение и не познание мира."

Не поймёт, значит, всё. Придётся портить отношения с сестрой. Иначе никак.

Потом она поймёт со временем, как вы были правы, когда её ребёнок вырастет. Перестанет быть даже для неё милым и забавным. Станет подростком, молодым человеком. А способ его общения с миром не изменится.

И будет очень много проблем. И будет очень больно, обидно слышать нелестные высказывания в свой адрес от совершенно чужих людей.

Похожую ситуацию обсуждали как-то на кукольном форуме, куда я иногда захожу. Одна сестра пригласила другую. А у неё сын девяти лет с аутизмом. И этот ребёнок постоянно хулиганил, пытался прорваться к шкафу с коллекционными фарфорками. А мама его говорила: "Подумаешь, куклы! Чего ты над ними трясёшься? Да они не стоят таких денег. Дай ему одну, пусть играет. Ребёнку нужно развиваться, познавать мир."

Фото автора
Фото автора

Естественно, вторая сестра отказалась. Но смогла донести, что её личные вещи неприкосновенны.

Мальчик таки добрался до шкафа в один из приходов. Вернее, мама ему сама достала куклу, самую дорогую и самую красивую. Естественно, эта кукла буквально через минуту была разбита об пол на мелкие кусочки. А на вопрос: "Что происходит? Как это случилось?" последовал ответ: "А чё такого? Ребёнок поиграл немного. Ну подумаешь, уронил."

Деньги за разбитую куклу эта мать возмещать отказалась, да ещё и прикинулась незаслуженно обиженной, сама прервала все отношения с сестрой.

Жизнь потом, конечно, научит. Всё расставит по своим местам и мозги вправит, чтобы они работали так, как нужно. Но случится это не так скоро.

Мне вот тут на днях писали: "Не таскайте таких детей к нормальным людям. Варитесь в своих карантинах, есть же у вас какие-то праздники и занятия. Там люди терпимые, все свои, понимают друг друга."

Ой как ошибается этот мой комментатор. Он даже не представляет себе, какие бывают разборки "в карантинах", когда, например, один нездоровый ребёнок плюнул другому в лицо, толкнул или ударил. А мать, стоящая рядом, никак не отреагировала или сказала дежурную фразу: "Ну он же особый ребёнок. Ничего такого не делает. Просто он так общается, изучает мир, можно и потерпеть..." или идёт в наступление: "А не нужно его провоцировать, ходить рядом."

А может, нужно просто следить за своим нездоровым и невоспитанным ребёнком, раз уж привёл его в общество, не важно каких людей, здоровых или с диагнозами.

Теперь вот какой вопрос. Он вытекает из всех предыдущих. Сразу три читателя за последнюю неделю возмутились. Написали: "Как так? Ну вот вырастет этот нездоровый и невоспитанный человек, которому всё разрешают. Станет и дальше творить всякую дичь, и ему ничего за это не будет, потому что он со справкой."

Ну так вот. Кого-то обрадую, а кого-то и огорчу. Ещё как будет. После четырнадцати лет граждан независимо от диагноза привлекают к административной и уголовной ответственности. Человека с аутизмом точно так же могут отправить в сизо. А потом в колонию. Но чаще на принудительное ле4ение на очень длительный срок, что от тюрьмы мало чем отличается.

Вот только на днях читала очередную историю. Парню 19 лет, аутизм, уо. Познакомился с двумя подростками, не достигшими возраста согласия. Они его попросили показать. Показал то, что просили, и отправился в следственный изолятор по очень тяжелой статье. Не понятно, где были родители, почему он ходил один. Но вот это всё: "он нездоровый, не соображает, и вообще у него справка" в таких ситуациях не работает. Совершил противозаконное - отвечай.

И не важно, что ты там делал: познавал мир или пытался таким образом общаться.

А вы бы как ответили на вопросы моих читателей? Какой совет дали первому комментатору, как ей построить диалог с сестрой, матерью нездорового ребёнка? Только, пожалуйста, высказывайтесь корректно, без перехода на личности.