Найти тему

Учимся на ошибках. Чужих:) Три важных причины "срывов" учителей на уроках - на примере обычной семейной комедии

Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.
Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.

Оказывается, мои дети любят фильм “Элвин и бурундуки”. Поэтому на днях мне тоже довелось его посмотреть. А потом я подумала, что на примере этого фильма можно многое рассказать про взаимоотношения учителя и детей.

“Элвин и бурундуки” (2007) - почти классическая семейная комедия со стандартно-сказочным допущением “Все как у нас, только есть говорящие животные” (не совсем классическая, потому что у нее есть реальная музыкальная предыстория). Главного героя зовут Дейв (а вовсе не Элвин, как вы могли бы подумать. Элвин - это бурундук). В начале фильма Дейв случайно встречается с говорящими бурундуками, и это в итоге меняет его жизнь к лучшему во всех аспектах - и в отношении к миру, и в работе, и в любви.

Последняя сцена фильма - идеальное начало для нашего анализа. Все злоключения позади, Дэйв приходит со своей возлюбленной домой отметить воссоединение и с ней, и с едва не потерянными бурундуками (главного из которых зовут как раз Элвин), а дома начинается как обычно. Элвин на радостях открывает шампанское, и пробка, естественно, разбивает стекло в шкафу. Девушка смотрит на Дейва - как он будет реагировать? Дейв улыбается и говорит, что реагировать никак не будет. Шампанское льется на пол, Дейв опять предпочитает ничего не говорить. И только когда содержимое бутылки заливает провода и во всем доме вырубается свет, в темноте доносится вопль Дейва: “Элвиииин!”. Прекрасная отсылка к фильму “Один дома”, занавес, титры.

Любой взрослый зритель посочувствует Дейву - и, возможно, даже узнает себя в общении со своими детьми. Для нас важно то, что в похожей ситуации могут запросто оказаться не только родители, но и учителя во время урока. Пресловутые 45 минут - иногда настоящее испытание, причем для обеих сторон.

Как это видит учитель: первые 20 минут после старта обычно все идет гладко. Потом кто-то начинает зевать и смотреть в окошко - ладно, не замечаем, в конце концов, процессу не мешает. Через некоторое время отвлекаются еще двое (перебрасываются записочками). Тут уже можно и цыкнуть, на некоторое время затихают. Через пять минут, правда, снова отвлекаются - а еще кто-то начинает качаться на стуле, и в конце концов со стула падает. Шум, грохот, смех - этого уже невозможно не заметить, у учителя теряется терпение, и мы слышим до боли знакомое: “Элвииин!!!!”.

В этой классической ситуации “потери терпения” много составляющих. Попробуем спокойно их разобрать, вспоминая сцену из фильма.

1. “И жили они долго и счастливо”

Почему Дейв сразу не отреагировал на бузёж бурундука? Можно было сразу подхватить бутылку, чтобы ничего не лилось, а еще лучше было бы самому помочь Элвину открывать шампанское.

Дейв не делает ничего из того, что кажется нам разумным, потому, что у него в голове есть несколько картинок, которые мешают ему адекватно воспринимать действительность. Это такие очки дополненной реальности, которые даже если захочешь, довольно сложно выключить.

Картинка первая: “Ах как классно, что все плохое закончилось. У нас сказка с хорошим концом, поэтому теперь мы жить дружно и без проблем, как семья на коробке овсяных хлопьев”. В сказке на праздничном пиру не принято скандалить, и Дейв изо всех сил старается соответствовать.

Картинка вторая: “Я весь фильм вел себя как плохой отец. Я неправильно относился к бурундукам, не любил их как следует, и из-за меня они попали во все эти передряги. Но теперь я буду идеальным отцом - буду смотреть сквозь пальцы на их шалости, не буду их ругать, и у нас все будет так, как в семье на коробке овсяных хлопьев”.

Здесь Дейва гложет чувство вины, из-за которого он обесценивает все свои родительские достижения. Но если объективно - детям нужны, конечно же, четкие рамки и прочие “Это можно, это нельзя, а это только со взрослым”. Естественно, при этом все дети мечтают о жизни без правил и без ограничений, но они же первые от этого и устают. В фильме это гениально показано. И Дейв, нужно отдать ему должное, обычно эту роль ограничителя-регулятора отрабатывает отлично (в отличие от отрицательного персонажа). Все родители знают - это довольно неблагодарная роль. Но все психологи вам скажут - это нужно и важно, продолжайте, пожалуйста, не забывайте рассказывать детям о границах. Так вы проявляете заботу о них, и на самом деле дети это чувствуют - недаром весь фильм бурундуки хотят вернуться обратно к Дейву. Здесь главное - не переборщить с ограничениями. Буквально по сюжету - не сажайте их в клетку и не заставляйте плясать под свою дудку.

Картинка третья: “Я только-только помирился со своей девушкой. Она снова в меня верит, и я не должен ее разочаровать. Я знаю, что ей важна семья, поэтому в любой ситуации я должен выглядеть как идеальный отец с коробки овсяных хлопьев”. Что тут говорить. Сколько нелепых и дурацких поступков мы совершили, пытаясь делать то, чего, как нам кажется, ждут от нас окружающие. Дейв тут совершенно не одинок.

Итак, Дейву совершать адекватные поступки мешают целых три странных картинки в голове. Вы думаете, у учителя их меньше, когда он ведет урок? Ничуть, а может, даже и больше. Например: “Я хочу показать детям, что я спокойный, уравновешенный учитель, которого не могут пронять всякие там шалости и качания на стуле”. Ха-ха, скажем мы. Чем сильнее мы сдерживаем крышку на чайнике, тем эффектнее будет взрыв. Физика, базовый курс.

Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.
Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.

2. Терпеть или не терпеть?

И здесь мы переходим к странной - но очень мощной по силе - иллюзии “Если немножко потерпеть, то все наладится и будет как раньше”. Именно она не дает Дейву включиться в ситуацию даже в тот момент, когда уже все видят, что что-то идет не так.

Будем снисходительны к Дейву: он совсем недавно пережил большой стресс - его любимые бурундуки чуть были не похищены злодеем и чудом спаслись из плена. Дейву за короткое время пришлось пересмотреть свои жизненные ценности и совершить ряд отважных поступков. Он, прямо скажем, устал от приключений. Он настолько сильно хочет, чтобы теперь все было нормально, что готов не замечать неприятных моментов - до тех пор, пока их уже невозможно не заметить. Кто узнаёт себя?

Откуда в нас упорное нежелание замечать того, что в мире произошли перемены, которые уже не позволят всему быть “как раньше”? Вспомним, что человеку свойственно именно таким образом реагировать на потерю - какая бы она ни была, большая или маленькая. Потерять, как и найти, можно очень многое - кошелек, любимого человека, работу - или, как в нашем случае, надежду на то, что теперь все будет в порядке, как на пресловутой коробке. Мы все знаем про фазы горевания, и первая фаза, как мы помним, это как раз отрицание.

Точно так же каждый раз, когда кто-то начинает качаться на стуле, учитель, сам этого не замечая, теряет надежду на то, что в этот раз на уроке обойдется без проблем. И сначала учитель это отрицает. А потом наступает вторая фаза принятия. И эта фаза - гнев. Угадайте, на кого этот гнев обрушивается. “Элвииин!!!!”

Хорошая новость - когда учитель в ресурсе и вовремя успевает уловить усталость учеников, качание на стуле оказывается не проблемой, а просто знаком того, что нужно дать детям выдохнуть и сменить деятельность. Ведь на самом деле все, что нам нужно, это спокойно и позитивно вытащить группу обратно в рабочее состояние из режима “stand by”.

Методов вытаскивания детского мозга из спящего режима любой учитель знает множество. Меняем тип задания, делаем зарядку, немножко болтаем на не связанные с уроком темы - да мало ли чего можно придумать. Дети обычно такие штуки принимают с благодарностью - потому что им вообще-то тоже хочется, чтобы урок прошел хорошо. И уровень взаимопонимания в группе от этого только возрастает.

Снимаем очки. И все?

Итак, вот то, что нужно сделать Дейву, чтобы избежать залива проводов шампанским и срыва голосовых связок в будущем.

  1. Научиться вылавливать у себя в голове не связанные с реальностью картинки и не пытаться притянуть их за уши к тому, что происходит на самом деле.
  2. Помнить, что когда действительность идет вразрез с твоими привычками и ожиданиями, ты можешь попасть в фазу отрицания перемен. Что нужно делать: а) все-таки попробовать включиться в ситуацию, если это требуется, и в) не срывать свою последующую злость на несчастных бурундуках, которые совершенно не виноваты в крахе твоих надежд на идеальный семейный вечер.

И все? И все! Дейву, поскольку это достаточно схематичный персонаж, больше ничего делать не нужно!

Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.
Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.

3. Задачки со звездочкой

Но если бы все было так просто, как в фильме, все было бы слишком... просто. Поэтому, если вы готовы, я расскажу о том, что еще может помешать учителю оперативно среагировать на сложную ситуацию на уроке. Если не забывать и про фильм, представим, что это что-то может помешать актеру Джейсону Ли хорошо сыграть роль Дейва в финальной сцене. Ну, например, мысли о плохо наложенном гриме или о том, что зарплата у него ниже, чем у Джима Керри.

У учителя, у актера, у родителя и вообще у любого человека) могут быть свои истории (так сказать, задачки со звездочкой), которые действуют на него как крепкий кофе на сонных бурундуков - то есть приводят не в совсем адекватное состояние (см. сцену из фильма).

Это такие кнопки-страшилки, от нажатия которых большой процент учителей готов впасть в панику: “Если я буду обращать внимание на отвлекающихся детей, я могу не успеть дать классу весь материал, и мы не пройдем за четверть все, что нужно по программе. Боже мой, что же делать”. “Я сегодня не успела помыть голову, а вдруг они в в своих записках обсуждают мои лохмы. Кошмар, караул.” “Я тут так стараюсь, рассказываю, а им, похоже, совсем неинтересно. А вдруг я плохой учитель? Я этого не перенесу”.

Если бы в этот момент с учителем был какой-нибудь его хороший друг-резонер, он бы сказал: Спокойно, все это не проблемы и не повод выяснять отношения с учениками. Ничего страшного.

Вот, например, про не успеть по программе: вечером посмотришь на материал, перекомпонуешь, тут что-то можно пропустить - значит, детям нужно больше времени, чтобы усвоить тему. Это бывает, это нормально. В конце концов, не дети для программы, а программа для детей.

Про прическу: поверь, дорогой друг, твои волосы - последнее, что интересно обсуждать детям. У них много своих важных вопросов. Ну а предположим, что даже и обсуждают - О’кей, неужели ты, взрослый человек, не переживешь этого? Ты, может быть, сегодня выглядишь смешно, но это никак не скажется ни на базовом отношении детей к тебе, ни на твоем уровне профессионализма. Придешь завтра во всем красном - они будут обсуждать и это, и все остальное, что позволит им немного отвлечься и отдохнуть от занятия. И это тоже нормально.

Ну и последнее - дети, действительно, устают от большого количества информации, от долгого сидения, от монотонной подачи материала. И взрослые тоже устают, но дети устают намного быстрее. Если ты видишь, что дети отвлекаются, но до этого слушали внимательно - почему бы не признать, что они и правда утомились? Попробуй придумать, что ты можешь с этим сделать. И в этом как раз проявится твой профессионализм. Совершенно необязательно тут кого-то ругать. Можно просто спросить - “Слушай, я вижу, ты как-то отвлекся, ты, может быть, устал? Давайте передохнем?”.

А Джейсону Ли резонер наверняка этот друг сказал бы: Джейсон, дружище, ты не хуже меня знаешь, что всех денег не заработать. Ну и к тому же, Джим Керри точно не такой классный скейтбордист, как ты. У всех свои сильные стороны!

В идеале, конечно, было бы, если бы этот резонер всегда сидел внутри нас и включался, когда требуется. Кстати говоря, это не невозможно - нужно только проанализировать в спокойном состоянии свои частые страхи и включать успокоительный текст в голове каждый раз, когда начинаешь паниковать. Можно даже поговорить об этом с психотерапевтом, чтобы он помог придумать технику работы с конкретными “кнопками-страшилками“.

Уметь понять причину своей паники и помочь себе - очень важно. И еще очень важно чувствовать поддержку сообщества. Дорогие учителя, дорогие родители, и, конечно, Дейв! Помните, что вы не одни. Мы все иногда испытываем похожие эмоции даже к самым любимым на свете людям - потому что мы тоже люди. Но мы молодцы, потому что пытаемся работать над собой и пытаемся не навредить тем, за кого отвечаем. И медленно, но верно - но мы все-таки меняем этот мир к лучшему!

Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.
Кадр из фильма "Элвин и бурундуки", 2007г.