Ну не люблю я Олега Басилашвили ( 26.09.1934 ). Ни как артиста, ни как человека. Мне кажется в рязановских "Служебном романе" и "О бедном гусаре замолвите слово" он играл самого себя, т.е. особо не играл, а передавал зрителям свое личное двойное дно.
А тут мне попались его мемуары "Неужели это я!? Господи...". Открываю страницу 150 и вижу ненормативное слово на букву "Б". Не верю глазам своим, перечитываю. Нет, так и есть, именно на букву "Б". На этой странице Басилашвили описывает как они гастролировали на целине с Женей Евстигнеевым. Женя выступал в грязных штанах на причинном месте и целинник в него табуреткой запустил, конечно помянув это слово... Что, больше вспомнить нечего, Олег? Да и на дворе 2024 год, вроде бы, как бы, эти слова запрещены - эпоха духовности настала. Можно сделать скидку и на возраст Басилашвили - скоро 90 лет стукнет. Но странно, что никто в издательстве "АСТ" не сказал намекнул про мораль Басилашвили. Может на редакторах сэкономили в издательстве? Не знаю.
Каналу 'Интересные истории" необходима финансовая поддержка. Буду благодарен читателям за любую сумму: Сбер 2202 2080 2418 2900 Александр Ю.
Однако ему - Басилашвили - ,как оказалось, есть что вспомнить. За 90 лет жизни было много интересных встреч. В начале 70-х пригласили его, Георгия "Гогу" Товстоногова и еще ряд "первачей" БДТ в ЦК КПСС. К заведующему отделом Культуры Василию Шауро. Высокопоставленный кремлевский чиновник хотел узнать мнение представителей ленинградской интеллигенции о тексте нового гимна СССР и новых вариантах его оркестровки. Видимо мнение москвичей Ефремова с Табаковым уже спросили. А мнение Юрия Любимова, с некоторых пор, в высоких кабинетах ЦК не интересовало. ( Хотя Любимов охотно прибежал бы по первому зову Василия Филимоновича).
Басилашвили начал ерничать по поводу их аудиенции. Но не тогда, в кабинете, а спустя 50 лет в мемуарах. С его слов, в тот момент его пугали: тени Сталина, Маленкова, Жданова в тихих коридорах ЦК. В кабинете Василия Шауро: серые костюмы хозяина и его сотрудников. Напрягали: "боржоми", хрусталь.
Как будто сейчас новые обладатели тех кабинетов сменили цвет костюмов на... розовый. Может в других странах у чиновников иной дресс-код?
Почему-то у Басилашвили вызвал зависть проигрыватель виниловых пластинок фирмы "Грюндик" в кабинете заведующего отделом Культуры. Процитирую:
"Грюндик" - мечту фарцовщика: в магазинах-то лишь наши, ненадежные , с тусклым звуком,... "
Насчет наших "с тусклым звуком" можно поспорить. Делали разные, особенно в Прибалтике. Сегодня такая аппаратура стоит десятки тысяч условных единиц.А товарищ Шауро мог позволить заказать в свой рабочий кабинет любую музыкальную систему экстра-класса, включая советской экстра-сборки.
Затем в голову Басилашвили ударило то, что в кабинетах ЦК КПСС нельзя было курить! А где же тогда сотрудники ЦК дымили? На улице, у подъездов что ли? В аппарате было около 3000 человек. Примерно каждый третий курил. И что, выбегали курнуть на улицу? И зимой? Представляю как над этой глупостью Басилашвили посмеялся бы Наиль Биккенин, 21 год проработавший в аппарате ЦК и заядлый курильщик.
Вернусь к аудиенции. Под конец Шауро спросил, что не устраивает присутствующих в политике КПСС в области культуры? Ответил Товстоногов. Он же главный режиссер театра. Что его актерам вперед "батьки" забегать? Тут все правильно. Субординация соблюдена. Но я процитирую в этом месте книгу Басилашвили:
- Мало молодых режиссеров! Кто в этом виноват? Вы! - и пальцем указательным на Шауро и на стены в портретах классиков марксизм-ленинизма.
А дальше Георгий Александрович уточнил, что каждый выпускник режиссерского факультета должен получать от государства и актерскую труппу и помещение под театр. В академических театрах главные режиссеры подавляют таланты своих помощников - будущих конкурентов.
Что тут скажешь?
Во-первых. Как это Товстоногов видел экономически? 10 выпускников режиссерских факультетов сразу получают от властей города на Неве ключи от чердаков или подвалов, где сделан ремонт, оборудован зал ( желательно с буфетом)? За чей счет? Государства? Не слишком шикарный подарок для фрондирующих молодых людей, которые за такие подарки советскую власть любить больше не будут? Согласны? Нет, сейчас понятно - если есть у выпусника деньги, то оборудуй сцену за свой счёт. Милости просим. Но много таких театриков появилось после 1991 года? Кто их финансирует? Мэрии?
Во-вторых. Советская власть пошла на встречу молодежи и создала театр "Современник". Олегу Ефремову на тот момент было 29 лет. Так Гога же Товстоногов и закрыл их первый спектакль "Матросская тишина"! Он же вещал после генеральной репетиции, что зеленые еще ефремовы-табаковы-сергачевы, чтобы убедительно показать проблему межнациональных отношений. Михаил Козаков ( Лауреат Государственной премии СССР) до конца дней не мог простить это лауреату Ленинской премии Товстоногову.
Вернусь к мемуарам. Далее по тексту Басилашвили, как ему кажется, припечатывает Шауро и в его лице коммунистов:
"Это происходило в здании ЦК в семидесятые годы, когда любое свободное слово преследовалось".
В подтверждение своих слов Олег Басилашвили предлагает читателям вспомнить судьбы Эфроса, Любимова, Сахарова, авторов альманаха "Метрополь", Солженицына, Ростроповича, художников "бульдозерной выставки".
Очевидно, что власть без ошибок не бывает. Увы, это данность.
✔️Но... Эфроса угробили свои же - артисты театра на Малой Бронной, а затем Таганки. Фамилии этой братии не секрет. Кое-кто еще жив, еще проповедует мораль.
✔️Любимов? О нем хорошо написал его бывший друг - Шахназаров-старший, в брежневские годы ответработник ЦК, а потом помощник Горбачева. Совесть, как он выразился, не свойственна Юрию Петровичу.
✔️Сахаров? Интересно, что бы он сегодня - в 2024 - сказал про "конвергенцию двух систем". Хотя тогдашняя власть, надо признать, обошлась с главным оппозиционером жестоко, выселив из Москвы в г. Горький, в четырёхкомнатную квартиру на холодном первом этаже. Не забудем, как говорится, не простим.
✔️"Метрополь"? А там кого-то посадили? Аксенов свободно выехал с женой в США и пикировался в Штатах с "другом" Иосифом Бродским.
✔️Солженицын? Вскоре как вернуся в постсоветскую Россию предпочел забыть про права человека. Моральный ориентир быстро сдулся. Углубится в тему "200 лет вместе".
✔️Ростропович/Вишневская? Эти вообще за гранью добра и зла. Недвижимость на "золотой миле" в Москве показала их жизненные ориентиры.
И потом, все познается в сравнении. Олег Басилашвили сам в 1990 пошел во власть, став депутатом Верховного совета. Вместе с Ельциным раздолбал СССР, не вылезал с экранов телевизора, понося коммунистов по поводу и без. В это же самое время "малиновые пиджаки" превращали не только город на Неве в "бандитский Петербург", но и всю страну. Однако Олег Валерианович в упор не видел криминального передела. В упор. Россияне тысячами гибли не только от бандитских разборок, но и от потери работы, нищенских пенсий, а Басилашвили все кукукал нам про Сталина, который давно как умер. Лучше вдрызг пьяный Ельцин, чем розовые зюгановцы - уверял он. Остановлюсь на этом.
А сейчас Олег Басилашвили написал мемуары. Вышли тиражем 2000 экземпляров в серии "Зеркало памяти" издательства АСТ. И что интересно, возрастное ограничение 12+.... Однако. Ненормативная лексика на стр. 150 теперь позволительна и детям от 12 лет. Духовненько.
Что скажете читатели? Мне, как всегда, интересно ваше мнение.
Не забывайте ставить Лайки и подписывайтесь на мой Канал!
Статьи по теме: