Найти тему
Свойкировский.рф

Из инженера в сомелье: кировчанка Милана Гетих о профессии и стереотипах

Новой участницей праздничного проекта «НЕженское дело» стала сомелье из Кирова Милана Гетих. О том, как она ушла из профессии инженера в общепит, действительно ли сомелье постоянно пьян и сколько должно стоить качественное вино, девушка рассказала в интервью порталу Свойкировский.

«Поработала на заводе и поняла, что так жить я не хочу»

По образованию Милана Гетих – инженер, но всегда мечтала обучать людей чему-то новому и передавать знания. Во время учёбы на специалитете девушка подрабатывала в общепите и успела «примерить на себя» разные должности: официанта, хостес, админа, банкетного официанта и бармена.

– Конечно, я поработала по специальности на заводе, но поняла, что так жить я не хочу. Легче всего мне давалась работа в общепите, и я ушла за бар. Мои близкие были против, что я не стала работать по специальности, но, с другой стороны, лучше сделать то, что хочешь, чем работать по нелюбимой профессии. Когда я ушла в сомелье, никто уже и не удивился, – смеётся собеседница.

   Из инженера в сомелье: кировчанка Милана Гетих о профессии и стереотипах
Из инженера в сомелье: кировчанка Милана Гетих о профессии и стереотипах

– Я работала с алкоголем, и мне попала в руки книга Ирины Друбачевской «Вино. Понимать, знать, чувствовать». Я прочитала её, и мне так открылся этот мир. У нас в ресторане были дегустации, и я поняла, насколько это глубокая и многогранная сфера. Для меня очень важно постоянно узнавать что-то новое. Мне не хотелось, чтобы моя жизнь прошла за компьютером, мне хотелось движения и динамики. В этой профессии есть всё: работа с людьми, передача им новых знаний, есть и экономическая, техническая часть, – добавила Милана.

Версий происхождения профессии сомелье несколько. По одной из них, специальность зародилась во Франции в XIV веке, когда сомелье должны были следить за винами, напитками, продуктами питания и столовыми приборами во время переездов. Спустя время такой человек стал должностным лицом при короле, при этом в его обязанности вошло наблюдение за селекцией вин, качеством продуктов питания, правильным хранением, а также сервировка стола. Сейчас сомелье следит за винами, закупает их, устанавливает цены и подаёт вино гостям.

В Кирове, по словам Миланы Гетих, это профессия не сильно развита, да и не в каждом заведении есть отдельный человек, который работает с вином.

– Киров постоянно отстаёт от других крупных городов примерно года на три. В Питере и Москве это настолько модно! Вино – это классно, вкусно и модно. А в Кирове только сейчас это всё в развитии. Во-первых, не так много специалистов, во-вторых, многие заведения ломают немного винный рынок, то есть продают подешевле, не так качественно. Ну и в целом в России алкогольную культуру никто никогда не объяснял. Но это романтика, искусство, распознавание вкуса, аромата, – рассказывает Милана.

   Из инженера в сомелье: кировчанка Милана Гетих о профессии и стереотипах
Из инженера в сомелье: кировчанка Милана Гетих о профессии и стереотипах

Сейчас в Кирове всего три ресторана, где есть сомелье. По словам девушки, многие опасаются брать такого сотрудника по нескольким причинам. Первая – определённые затраты на зарплату, вторая – риски и боязнь, так как это достаточно новое для города направление и не все к этому готовы. Но между тем в Кирове появилась тенденция на открытие винотек. Их отличие от магазина в том, что там работают кависты, которые консультируют покупателя, закупают более интересные позиции и постоянно расширяют ассортимент.

– В Кирове гости пока скептично относятся к сомелье, особенно те, кто не никогда не обращал внимание на хорошее вино, а в основном на акции в магазине. Мы даже ставили эксперимент: официанты спрашивали гостей, нужно ли позвать сомелье, и отказов от этого больше, чем когда я сразу подхожу к ним.

«Раз сомелье работает с алкоголем, значит, он много пьёт»

Для профессии сомелье у обывателей сложилось очень много стереотипов. Самый распространённый – раз сомелье регулярно дегустирует вино, значит, он постоянно пьян. Это не так. Суть работы в том, поясняет кировчанка, что нужно владеть большим объёмом знаний и универсальным дегустационным опытом: пробовать всё не нужно. Даже по бутылке можно с вероятностью 90 % понять, что внутри. Со временем можно пробовать вино несколько раз в неделю.

– Как только я начала работать с вином, я не пью больше. Я как сапожник без сапог. Когда постоянно видишь вино, как его наливают, читаешь о нём, пробуешь, то в жизни больше хочешь чай. Кстати, за помощью в выборе алкоголя обращаются не только друзья, но и подписчики из других городов, – отметила Милана.

О стереотипах по отношению к вину и как выбрать хорошее, смотрите в видео.

По словам Миланы, в общепите давно стёрты границы между мужчинами и женщинами. Сейчас очень много известных женщин сомелье, виноделов и тех, кто занимается вином с точки зрения науки. Однако, по наблюдениям во время обучения, девушка отметила, что всё-таки больше мужчин: они педантичнее, более углублённо погружаются в тему и быстрее развиваются, а женщины чаще подвержены эмоциям.

Безусловно, работа сомелье – это постоянное самообучение и дисциплина, так как нужно изучить огромное количество книг, сайтов, статей, пробовать. В ближайшее время Милана планирует получить гарант, что она сертифицированный специалист. В общении с посетителями важен индивидуальный подход к каждому:

– Как строится работа винного бара? В течение 3-5 минут у гостя должен быть бокал. В первую очередь к посетителю подходит сомелье. Если с едой всё понятно, то по винам, если ты не разбираешься, сложно сказать, что хочется. Например, гость говорит, что хочет лёгкое вино. Но для каждого это понятие индивидуально, поэтому здесь нужно задавать точечные вопросы: посуше или послаще? Белое или красное? Потом я подбираю несколько вариантов по цене, запросу и презентую их гостям. На основе этого посетитель делает выбор. Затем мы готовим вино к подаче: охлаждаем и делаем аэрацию (насыщение кислородом).

«Российское виноделие набирает обороты»

Российское виноделие набирает обороты, и у него нет выбора, считает сомелье. В первую очередь этому способствует политическая ситуация в мире. Она дала понять, что многое в системе было неправильным: мы закупаем, потому что дешевле, а своё не производим. Сейчас это очень дорого, говорит Милана Гетих, в России есть места, где можно производить прекрасные вина. Также на виноделие влияет и глобальное потепление. Поэтому некоторые горизонты в стране будут ещё открываться. Самое северное виноделие – Самара, где делают сочные, яркие вина.

Многие отрицают российское вино, отдавая предпочтение импортному. А вот и зря!

– У нас были постоянные гости, которые обычно пили полусладкие вина, а в этот раз сказали: «Давайте что-то дорогое, сухое». Я им наливаю из-под коравина, они сидят, нюхают и говорят: «Ваау, это не то, что мы пили раньше!» Раньше они пили дешёвые сухие вина, им не нравилось. Я им налила дорогое (бутылка – 6 500 рублей, по бокалам – 650 рублей). Произошло разрушение стереотипов. Вообще, они против российских вин и уверены, что они все невкусные. В какой-то момент я им посоветовала одно вино, но не сказала, откуда оно. Они говорят «Вау, это вкусно!» А это Россия. Как-то раз пришли иностранцы – мужчина с женщиной-переводчиком – и заказали дегустационный сет из четырёх российских вин. Он почти всем винам поставил 4,5 звезды. Оранжевое вино он не понял, – вспоминает Милана.

К слову, хорошее вино можно купить в пределах 1 000-1 500 рублей. Но помните, что у каждого напитка своя цель. Например, качественное вино «уехать на дачу и освежиться под зелень» обойдётся до тысячи рублей, а если хочется распробовать новые вкусы, то чуть дороже – до полутора тысяч.

Фото и видео: Свойкировский